Перейти к основному содержанию

Реформы-обманки

Новый закон об электронных госзакупках не ломает «схемы», утверждают эксперты
13 января, 10:50

Министерство экономического развития и торговли Украины ожидает в этом году революцию в сфере закупок и экономию до 50 млрд грн бюджетных средств благодаря переходу на электронные тендеры.

Эксперты же инициативы «Публичный аудит», полностью разделяя необходимость этой новации, указывают на коррупционные риски, которые присутствуют в принятом ВРУ Законе «О Публичных закупках»

Революционного прорыва, глобальной реформы в этой сфере, к сожалению, нет, говорят они. Электронная система не предусмотрена на всех этапах закупок. Тендерное предложение будет подаваться в электронном виде через соответствующую систему. Оценка тендерных предложений будет осуществляться автоматически на основе критериев и методики, указанных заказчиком в тендерной документации и путем применения электронного аукциона. Но дальше «включается» человеческий фактор, потому что рассмотрение предложения на соответствие будет осуществляться членами тендерного комитета.

Причем контролирующие органы в его работе не смогут принимать участия, как и не будут допускаться к заседаниям комитета медийщики и представители общественности — это в законе не предусмотрено.

Как объясняет руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб, остается три ключевых группы рисков, которые открывают путь к дальнейшим злоупотреблениям в этой сфере.

Риск №1 — определение ожидаемой стоимости предмета закупки. На этом этапе стоимость товара или услуги может и в дальнейшем искусственно завышаться — именно так увеличиваются размеры так называемых откатов. Четкого алгоритма определения ожидаемой стоимости предмета закупки в законе не существует, все будет происходить на усмотрение исполнителя, а главное — отсутствует порядок осуществления контроля над этим процессом. На сегодняшний день формирование ожидаемой стоимости осуществляется ответственными за закупку исполнителями, как правило, следующим образом: выполнив мониторинг предложений поставщиков в интернет-сети или получив их другими средствами (факс, электронная почта) от наименьшего к наибольшему предложению, выводят уровень среднерыночной цены. Потом к этой цене прибавляют коэффициент инфляции, коэффициент отсрочки платежа, транспортные расходы и тому подобное. Общий размер таких коэффициентов может достигать 30% среднерыночной цены.

Риск №2 — разработка проекта тендерной документации. В проект тендерной документации могут вноситься технические и квалификационные требования предварительно под конкретного участника. В результате выдвижения либо нечетких требований, либо с излишней детализацией, остается риск искусственного расширения или сужения предмета закупки, применения неоправданного объединения товара или услуг в один лот и тому подобное. То есть во время каждой отдельной закупки можно с легкостью прописывать необходимые условия под определенного подрядчика, с которым уже все и обо всем договорено. Для устранения этого риска было бы справедливее разработать стандарты к разным товарам и услугам, а не прописывать каждый раз разную спецификацию, предлагают эксперты инициативы «Публичный аудит».

Риск №3 — организация работы тендерного комитета. Остается фактор субъективного выбора членами тендерного комитета необходимого победителя. В предложенную цену будет заложена коррупционная составляющая, а отсутствие необходимости согласовывать кандидатуру с соответствующими государственными органами будет способствовать как ускорению закупки, так и оперативной «распиловке» государственных средств.

Вызывает вопрос у экспертов «Публичного аудита» и процедура конкурентного диалога и переговорная процедура. Так, отмечают они, под услуги для конкурентного диалога подпадают те, которые являются наиболее скрытыми для отмывания средств, — это юридические, консультационные услуги, разработка информационных систем, выполнение научных разработок, опытно-конструкторских, строительных работ и др. После раскрытия предварительных тендерных предложений заказчик будет рассматривать их на соответствие тендерным требованиям. Все участники, предложения которых не были отклонены, будут приглашены заказчиком к переговорам (не менее трех участников).

«И теперь самый главный риск — «заказчик проводит переговоры с каждым отдельно, а также дополнительно могут проводиться общие встречи со всеми участниками». Как это может происходить на практике? За номинально разными участниками будет стоять один владелец. Поэтому кто среди них станет победителем, абсолютно неважно. Вот почему важно четко регламентировать и детально прописать порядок проведения диалога: принятие решения высшим должностным лицом, отбор участников, требования к документации, этапы проведения, но этого в новом Законе нет», — указывает Гольдарб.

Кроме того, вызывает недоумение экспертов, почему уменьшены критерии для участников торгов: в частности, исчезло требование относительно наличия финансовой возможности (баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, справки из банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам)». Таким образом, к торгам вполне легально будут допускаться сомнительные фирмы с уставными капиталами в тысячу гривен. «Понятно, сейчас это тоже происходит, но по крайней мере есть правовые способы обжалования определенных решений. По новому же закону обжаловать процедуру или вернуть предоплату будет довольно сложно, почти невозможно», — уточняет специалист.

Значительные коррупционные риски имеет и переговорная процедура, которая позволяет пренебрегать принципами конкуренции. Договоры будут заключаться по усмотрению заказчика — без какого-либо согласования, а цена закупки может быть завышена в разы. И на этом фоне достаточно учесть просто то, что в прошлом году около 50% всех закупок (боле 50 млрд грн.) проводились именно по такой схеме.

В целом вышеупомянутые риски могут полностью дискредитировать электронную систему закупок, на которую в Украине возлагаются огромные надежды. Кстати, принцип электронных аукционов был на законодательном уровне внедрен еще в 2012 году. В 2014 году в новом законе о закупках эту норму изъяли, и почти два года чиновники могли обогащаться по старым «схемам». Сейчас же под давлением западных партнеров Кабмин решил все-таки вернуть механизм электронных закупок, но громкая реформа, к сожалению, может так и остаться имитацией прозрачности...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать