Перейти к основному содержанию

Региональный контракт: рынок и долг

Почему облгосадминистрация так ревностно выбивает его из села
08 октября, 00:00

После того, как государство отказалось от практики госзаказа, региональный контракт обладминистрации с сельскохозяйственными предприятиями остался единственным звеном, связывающим закрома родины с производителями продовольствия. Сразу скажем, что это не обязаловка прошлых лет, а вполне рыночная форма взаимоотношений сельхозпроизводителя и потребителя его продукции. В сущности, это выгодная для хлеборобов форма кредитования будущих полевых работ.

В начале нынешнего года сессия Харьковского областного Совета приняла решение под региональный контракт выделить 9 миллионов гривен. Они пошли на покупку горюче-смазочных материалов и запчастей. Одновременно материальными ресурсами областная власть погашала свою задолженность, оставшуюся от прошлого года. По результатам выполнения бюджета за первое полугодие сессия выделила еще 23 миллиона гривен. Это была хорошая подмога селянам — они смогли приобрести горючее и запчасти. Возможно поэтому, нынче полевые работы идут много лучше, чем в прошлом году.

Но пришла пора отдавать долги: 36 миллионов гривен. Но когда хозяйства сдали продукции растениеводства на 21 миллион, дело застопорилось.

Заместитель начальника облсельхозуправления и председатель постоянной депутатской комиссии облсовета Николай Шмаков считает, что причины следует искать не в несовершенстве механизма регионального контракта, а в иждивенческой психологии руководителей КСП. В прошлом году закупочная цена на подсолнечник была низкой, хозяйства терпели убытки. Правда, и подсолнечник был плохой. В этом году областная комиссия по ценообразованию установила более справедливую цену: 370—380 гривен за тонну. Однако коммерсанты дают от 400 до 450 гривен, — и руководители продают семечки им, не рассчитавшись по региональному контракту...

— Это непорядочно, — говорит Николай Шмаков. — Ведь контракт — дело добровольное, кроме того, это кредит. Беспроцентный! Не возвращать его, продавая зерно на сторону — значит залезать в карман собственному народу.

Жить в долг становится настоящим кредо многих руководителей сельхозпредприятий. Агропромышленный комплекс — самый большой должник ГАЭК «Харьковоблэнерго». Из 120 миллионов гривен, которые задолжали потребители этому объединению, 25 миллионов — за хозяйствами и сахарными заводами Харьковщины, сообщил председатель правления «Харьковоблэнерго» Владимир Кривицкий. Причем, четверть сельхозпредприятий платят исправно, даже наперед, а остальные не платят принципиально.

— Если уж у сахарных заводов нет денег, то у кого же они есть? — разводит руками Владимир Кривицкий. — Это — позиция. Например, председатель одного из колхозов Кегичевского района уже три года не платит за электроэнергию, потребляемую в собственном доме. Точно так же поступает директор соседней агрофирмы. А ведь не секрет, что председатели наших колхозов не так уж и бедны.

Заставить потребителей платить — главная забота энергетиков. С разрешения губернатора Олега Демина в этом году отключили 80 хозяйств (из 650 потребителей, входящих в агропромышленный комплекс), в том числе — все сахарные заводы.

Десятки лет председатели колхозов жили, как в песне: «Пред Родиной вечно в долгу...» И привыкли, что долги — вещь относительная, подлежащая прощению. И не все ли равно, кто прощает — Москва, Киев или Харьков? Не стоит сильно волноваться, даже если используют рубильник. Сегодня все сахарные заводы снова работают, не рассчитавшись за старое, иначе сезон переработки свеклы они бы не начали.

Недавно Председатель Верховной Рады Александр Ткаченко призвал отобрать горюче-смазочные материалы у армии и отдать их селу. Ему, мол, трудно. А кому теперь легко? Интересно, легко ли тем 25 процентам хозяйств, которые платят?

Региональный контракт сегодня — единственный реальный экономический рычаг. «Контрактным» зерном был выделен кредит Печенежскому району для участия райадминистрации в газификации населенных пунктов. В расчете на деньги, полученные от реализации «контрактной» продукции, областная администрация отважилась выступить гарантом при заключении договора корпорации «Укрсибинкор» с польской фирмой «Бизон» на поставку и сборку в Харькове зерноуборочных комбайнов. Если хозяйства контракт не выполнят, рассчитываться с поляками придется из областного бюджета. Вот почему руководителей области так беспокоит судьба регионального контракта. И если в прошлом году с «Укрсибинкором» рассчитались на 93 процента, то нынче пока только на 40 процентов. Все надежды на сахар и подсолнечник.

Конечно, сводить все к хитрой крестьянской психологии нельзя. Сельскохозяйственный комплекс Харьковщины — сплошной должник. На него «наезжает» не только администрация, но и Пенсионный фонд, энергетики, коммерсанты. Если продать всю продукцию растениеводства, полученную в этом году, не оставляя себе ни зернышка, то можно выручить 240 миллионов гривен. А всеобщая задолженность — 480 миллионов.

Недавно харьковский губернатор Олег Демин направил в райсельхозуправления письмо, в котором определил порядок расчетов хозяйств по долгам. Особое место занимают в нем темы госрезерва, бюджета, регионального контракта и региональных экономических программ. Кроме того, следует ждать обращения облгосадминистрации к коммерсантам, в котором будет настоятельно рекомендовано реструктуризировать долги сельхозпроизводителей сроком на три года. Учитывая развивающийся финансовый кризис, не следует особенно рассчитывать на успех таких просьб. Кроме того, коммерсанты не могут не учитывать привычку сельхозруководителей жить в вечном долгу.

Харьков

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать