Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ремонт, модернизация, строительство

Как восстанавливается боеспособность украинских ВМС
16 сентября, 11:16
«ГЕТМАН САГАЙДАЧНЫЙ» / ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Военно-Морские силы Украины ожидает дальнейшая модернизация. При этом, как сообщает пресс-служба Министерства обороны Украины, свою помощь предлагают США. Этот вопрос обсудили премьер-министр Арсений Яценюк, министр обороны генерал-полковник Степан Полторак и командующий Шестым флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго. США, в частности, примут участие в переоснащении фрегата «Гетман Сагайдачный». Фогго сообщил, что для украинского флагмана передадут модернизированное техническое оснащение. Разработать проект модернизации «Гетмана Сагайдачного» премьер назвал неотложной задачей. По его словам, полная реконструкция должна завершиться к 2018 году. Ранее сообщалось, что оценочно-консультативная группа НАТО поможет Украине с подготовкой проекта по восстановлению возможностей украинских ВМС.

Примечательно, что российские СМИ уже отреагировали на новость и написали, в частности, что путь развития отношений Украины с НАТО похож на то, как это было в Прибалтике до 2004 года, — за счет помощи военно-техническому комплексу, с последующим переходом на НАТОвские стандарты в военной сфере, создается условия привязки к Альянсу. Нового в этом, правда, ничего, и тот же «Сагайдачный» давным-давно взаимодействует во время учений с кораблями НАТО. А еще десяток лет назад сообщалось, что корабли переоборудованы таким образом, что могут заправляться от НАТОвских танкеров, и наоборот, украинские танкеры могут заправлять НАТОвские корабли.

Поскольку план модернизации еще не утвержден, официальной информации о том, что именно на «Гетмане Сагйдачном» собираются менять, нет. Очевидно, что США предоставят не вооружение, а более высокотехнологическое оборудование, что было бы неплохо. К слову, летом советник Президента Украины Юрий Бирюков сообщал, что на флагмане есть проблемы с приготовлением еды. «Летят компрессоры холодильников, выгорели тэны плит. Штатный опреснитель воды не работал вообще никогда, он поломался еще в начале 90-х, и рядом с ним поставили маленький американский опреснитель, который спасает корабль», — писал он на своей странице в «Фейсбуке». И сообщил, что за бюджетные деньги будет закуплен полный комплекс технологического оборудования. Так что любая дополнительная помощь для украинских кораблей важна — они требуют значительного финансирования.

Отметим, что «Гетман Сагайдачный» — это корабль проекта 1135, который был разработан еще в 60-е годы, и первые боевые единицы стали в строй в 70-е. Непосредственно этот корабль не настолько старый — он сошел со стапелей Керченского завода «Залив» в 1993 году. Более того, корабли этого проекта проходили модернизацию, и в России их до сих пор строят для собственного флота и даже на экспорт (несколько единиц построили для Индии). Здесь, правда, нужно сделать оговорку, что корабль, который впоследствии стал носить имя «Гетман Сагайдачный», относится к советской модификации, которая предусматривала создание сторожевого пограничного корабля. В этом варианте отказались, например, от противолодочного ракетного комплекса (а изначально проект предусматривал создание противолодочного корабля), вместо всего кормового комплекса вооружения размещена площадка с ангаром для вертолета и т.д. Что, соответственно, накладывает свои ограничения на нынешние планы по модернизации «Гетмана Сагайдачного» — если, конечно, на него будут ставить более современное вооружение.

Проект 1135 также не предусматривает противокорабельных ракет, так что о том, чтобы перестроить его в ударный корабль, речь не идет. Их несет ракетный катер «Прилуки», но пусковые установки рассчитаны на ракету «Термит», которая производилась в Росии, так что этот вопрос явно нужно решать. Тем более что, как пишет одесское издание «Думская», пусковые установки «Прилук» «сейчас пустуют — весь боезапас остался на оккупированной Россией территории».

Французские противокорабельные ракеты «Экзосет» должны быть установлены на корвете проекта 58250, который заложен на Черноморском судостроительном заводе. Чиновники уверяют, что Украина не отказывается от планов по строительству новых кораблей. Премьер Арсений Яценюк напомнил, что госпрограмма предусматривает строительство четырех новых корветов этого класса. По последней информации, активизация строительства головного корабля серии запланирована на следующий год. Построить «Владимир Великий» власти обещают уже к 2018 году. Но, как показала практика, в данном случае все время вносятся коррективы, вследствие чего реализация проекта постоянно задерживается. Не исключено, что именно так произойдет и в следующем году — откровенно говоря, правительство не относит строительство нового корвета к приоритетным проектам в сфере обороны.

На поступление новых боевых плавсредств украинские Военно-Морские силы все-таки рассчитывают. Как сообщал командующий вице-адмирал Сергей Гайдук, до конца года должны быть достроены два малых бронированных артиллерийских катера типа «Гюрза». Конечно, это уже современные катера, на которых применены стелс-технологии, и они плохо обнаруживаются корабельными средствами слежения. Но это все-таки «пограничники», в общем-то, не предназначенные для борьбы с крупными вражескими кораблями. По сути, уже вопрос не в размере, поскольку и небольшой катер может нанести более крупному кораблю ущерб, но и «москитный флот» силен, когда у него на вооружении соответствующие средства борьбы.

Но если вопросы со строительством новых корветов и модернизацией имеющихся кораблей остаются открытыми, то ремонт украинского флота продолжается. Ремонтируют все — «от мала до велика» — и боевые корабли, и суда обеспечения. Недавно своими силами моряки закончили восстановление поисково-спасательного судна «Донбасс», пострадавшего во время захвата в Крыму, отремонтировали танкер «Фастов». В августе «Судоверфь «Украина» приняла в Одессе на ремонт противодиверсионный катер «Голая пристань». «Судостроительный завод им. 61 коммунара» ремонтирует десантный катер «Сватово», берется за ремонт ракетного катера «Прилуки» и корабля морской охраны «Григорий Куропятников». Также специалисты николаевского завода проведут комплексный ремонт «Гетмана Сагайдачного» — правда, проходить он будет на территории военно-морской базы в Одессе.

Как отмечает главный инженер «Судоверфи «Украина» Алексей Мусатов, организация ремонта военных кораблей значительно отличается от ремонта коммерческого флота. Так, весь производственный цикл разбивается на несколько этапов, и по завершению каждого из них корабль должен быть способен «свернуть оставшийся ремонт» и выйти в море для выполнения боевой задачи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать