Репортаж из украинского оазиса мировой микроэлектроники
«День» побывал там, где рождаются элементы «нервной системы» самых современных автомобилей
Иногда, чтобы найти настоящую сенсацию, достаточно просто оглянуться вокруг. После того как «День» переехал в новый офис, мы обзавелись интересным соседством. Фактически на расстоянии вытянутой руки от редакции «Дня» работает предприятие Melexis. Его по праву можно рассматривать как оазис современной мировой микроэлектроники в Украине, мастерскую, в которой идеи превращают в реальность. Трудно поверить, но собственно в Украине можно увидеть, как рождается современное чудо автомобильной микроэлектроники, которая отвечает мировым стандартам. А самую сложную часть современного автомобиля проектируют украинские (!) инженеры. Но обо всем по порядку...
«Mелексис-Украина» является одним из основных центров разработки мультинациональной компании Melexis (третий по величине центр. — Ред.), по меньшей мере шесть микросхем которой можно найти чуть ли не в каждом BMW, Toyota, Porsche, Mazda, Audi, Skoda, Ford. Штаб-квартира компании находится в Бельгии, а филиалы расположены в странах Западной и Восточной Европы, Северной Америке и в Азии. Для справки — компания известна в мире своими современными SoC-микросхемами, совмещающие на одном чипе микроконтроллеры с разнообразными датчиками. Это могут быть датчики давления, температуры или ускорения, инфракрасные и оптические датчики. Подобные «умные» сенсоры составляют львиную долю в ассортименте компании (50%). Кроме сенсоров Melexis поставляет микросхемы управления электродвигателями (для стеклоподъемников, насосов и тому подобное), RFID-микросхемы и другие беспроводные системы на кристалле.
Так, например, среди известных разработок Melexis — «датчик погоды». По-видимому, многих водителей раздражает невозможность настроить скорость работы «дворников» в зависимости от интенсивности дождя. Но если ваш автомобиль оснащен соответствующими датчиками, ее системы могут улавливать изменения погоды (датчик дождя) и запускать дворники в оптимальном режиме.
Благодаря продукции компании Melexis автомобиль превращается в интеллектуальную систему, похожую на «мыслящий организм». Если сравнить этот «организм» с телом человека, то глаза, нос, уши и пальцы действуют как датчики, которые считывают информацию, а нервная система передает ее от одного органа к другому, создавая движение в мышцах.
Так вот, киевский офис занимается разработкой непосредственно того органа, который заставляет автомобиль думать. «Наша продукция используется во всех ведущих автомобильных марках. Согласно договоренностям с партнерами, мы не можем называть конкретные бренды, но статистика 2011 года свидетельствует, что сегодня в каждом современном автомобиле можно найти в среднем шесть микросхем нашей компании», — рассказала «Дню» директор компании «Мелексис-Украина» Анна Потапова.
«Мелексис-Украина» является одним из основных центров разработки аналогово-цифровых микросхем, встроенного программного обеспечения и систем промышленного тестирования. Небольшой штат из 50 инженеров в Киеве уже более десяти лет создает настоящие «ноу-хау» в сфере микроэлектроники для автомобильной промышленности. В беседе с «Днем» один из работников компании отметил, что на самом деле специалистов, специализирующихся на разработке и проектировании современных микросхем, в мире не так уж много, поэтому украинский масштаб в 50 специалистов — это весомый вклад в мировую микроэлектронику. Более того, именно в киевском офисе еще в 2004 году инженеры разработали микросхему датчика угловой скорости, которая является главной составляющей гироскопов, использующихся сегодня в системах стабилизации и навигационных системах между сеансами связи со спутниками. Также собственной разработкой киевского офиса компании является интеллектуальный беспроводный датчик давления и температуры в шинах. Полученные данные с каждого колеса отправляются через радиоканал на центральный компьютер автомобиля, который заранее предупреждает водителя об аварийном падении давления в шинах.
«День» по приглашению директора побывал и на самом предприятии. Мы были поражены уровнем организации труда и...атмосферой. Средний возраст работников... 30—35 лет. Молодой коллектив обожает свою работу. А на самом предприятии все очень серьезно. Так, например, в лабораторию надежности не пройти без соответствующей униформы и «прибора» проверки защиты от электростатичного заряда на специальных устройствах. Ведь именно здесь происходит финальный этап разработки продукта, здесь микросхему подвергают жесточайшим методам испытаний — «жарят», «замачивают», «сушат» и «замораживают», словом, проверяют на надежность в экстремальных условиях.
Разработка продукции для рынка автомобильной промышленности требует от компанїї Melexis собледения самых высоких требований к качеству и надежности микросхем, объяснили нам. Если микросхема отвечает за безопасность (например, системы управления рулем, педалью газа, тормозами), то требования к надежности приближены к нормам авиационной промышленности. Представьте лишь, каждая микросхема должна пройти испытание в условиях непрерывной работы при температуре +150°С...+175°С на протяжении 3000, 4000, вплоть до 5000 часов. При этом не допускается ни одного отказа.
P.S. В Украине уже много лет продолжаются дискуссии вокруг национального потенциала в развитии высоких технологий. За это время отечественный рынок заполонили иностранные технологии. А сознание людей — скепсис к отечественным технологическим возможностям. Подавляющее большинство украинцев, выбирая между отечественным и импортным, к сожалению, возьмут последнее. Поэтому продавцы все чаще предпочитают не вспоминать о «родном» следе в продукции...
Между редакцией и предприятием «Мелексис-Украина» работают два автомобильных салона известных неукраинских автомобилей. Так вот, возвращаясь в редакцию после экскурсии по украинскому оазису мировой микроэлектроники, автор этих строк зашел в один из них, представившись покупателем. И когда консультант демонстрировал чудесные возможности импортного автомобиля, в голове промелькнуло: «А таки умеют наши!».
Выпуск газеты №:
№188, (2012)Section
Экономика