Решить «хронику» с газом
Эксперты знают, что сделать, чтобы украинская энергетика работала на «будущие поколения»«Реформа энергетики не может сводиться исключительно к повышению цен и тарифов, — заявил директор энергетических программ Центра «НОМОС» Михаил ГОНЧАР, презентуя проект закона о суверенном фонде под условным пока названием «Национальный фонд развития», — потому что это не позволит решить хронические проблемы, накапливавшиеся у нас десятилетиями». «Порядок в этой отрасли должен стартовать от самой скважины», — говорит известный энергетический эксперт. И этот его тезис подтвержден очень серьезными исследованиями.
Центр «НОМОС» и Киевский международный энергетический клуб Q Club при поддержке Европейского Союза провели «Независимый мониторинг ресурсных и финансовых потоков от развития традиционных и нетрадиционных углеводородов в Украине в рамках соглашения о распределении продукции». Один из выводов, сделанных авторами, состоит в том, что нефтегазовая отрасль является по-настоящему «адской частью украинской общественно-политической жизни». Как отмечается в исследовании, «тут переплелись конфликтующие геополитические, внутриполитические, финансово-экономические и криминальные интересы. И неспособность навести порядок в этой сфере превратила ее в тяжелый груз для всей страны».
Однако мониторинг не только вскрыл корни многих проблем, от которых страдает нефтегазовая отрасль Украины, но и предложил меры для их решения. Одна из них — создание названного фонда, аналоги которого успешно действуют во многих странах мира, имеющих собственные газо- и нефтедобывающие мощности и ответственно относящихся к реализации доходов от них. Такие фонды работают в Норвегии, ОАЭ, Азербайджане, Казахстане. В Польше и Великобритании готовятся их создать. Эти организации не только способствуют эффективному росту нефтегазовой отрасли и инвестициям в нее, но и служат источниками благосостояния народа, развития в соответствующих государствах науки, культуры, медицины и образования, являются надежной финансовой гарантией на случай кризисов и вооруженных конфликтов.
История не знает сослагательного наклонения, напоминают авторы исследования, но предлагают представить, как изменились бы возможности Украины по отражению российской агрессии, если бы, скажем, в 2004 году в нашей стране был создан такой фонд... Они также уверены, что в рамках проекта независимого мониторинга (он будет работать еще год) необходимо создать прозрачный национальный реестр добычи углеводородов. Это обеспечит паспортизацию всех добывающих скважин, идентификацию их собственников, операторов, и не где-то в оффшорах, а тут, в Украине. А информация о генерируемом в добывающем секторе ресурсном потоке должна быть, по мнению Гончара, общедоступной. Соответствующие денежные потоки должны быть оптимизированы с тем, чтобы лучше учитывать социальные потребности регионального и местного характера. «Пока что, — констатирует эксперт, — соответствующие регионы, где идет интенсивная добыча углеводородов, мало что от этого получают».
Исследование показало, информирует Гончар, что денежные потоки, циркулирующие в нефтегазовом секторе и являющиеся одним из живительных источников бюджета, не должны использоваться лишь через «бюджетные механизмы проедания». В стране нужно создать механизм накопления этих средств для будущих поколений. Наша идея создания суверенного фонда рассчитана в первую очередь на так называемые проекты совместного распределения продукции, где сумма инвестиций достигает миллиардов и даже десятков миллиардов. Эксперт отмечает, что это — механизм завтрашнего дня, но считает необходимым приготовить его уже сегодня. Он может стать одной из тех реальных и эффективных экономических реформ, которых сегодня во всем мире ждут от Украины.
Президент Киевского международного энергетического клуба Александр ТОДИЙЧУК подчеркивает: чтобы избежать злоупотреблений в нефтегазовом секторе, на всех этапах и процессах, необходимо обеспечить его максимальную открытость для общественности. Более того, он считает необходимым как-то стимулировать население к изучению этих процессов и призывает людей, с опасением ожидающих новых платежек за газ и коммунальные услуги, не быть равнодушными и, по мере возможности, влиять на эти процессы.
Эксперт напоминает, что в прошлом году Украина из-за прекращения подачи газа Россией оказалась на грани возможностей в обеспечении населения газом. Этот год, по его словам, также будет сложным, потому что газ подземных хранилищ будет почти полностью использован. И в летний период их нужно будет снова наполнять. При этом ценовая политика ставит вопрос: а сможет ли потребитель оплачивать газ по реальным, объективным, ценам, как их называют в правительстве.
Президент Q Club отмечает, что на уровне различных министерств и других государственных институций эту цену, в первую очередь для населения, видят по-разному. Вместе с тем он уверен, что повышения цен на газ не избежать, и берет под защиту «Нафтогаз Украины». По его словам, компания «вынуждена быть гарантом для потребителей газа, а потому брать большие кредиты, на условиях предоплаты покупать как российский, так и реверсный газ, обслуживать эти кредиты. А затем она очень часто не может получить полагающихся дотационных средств из бюджета государства, потому что бюджет у нас просто пустой. Бушует война, и средства в первую очередь идут в этом направлении...»
Тодийчук уверен, что самый лучший механизм у правительства, чтобы найти понимание у населения и других потребителей при повышении цен на газ, — это максимальная открытость. «Мы все должны реально понять, что происходит в отрасли, оценить эти процессы, связанные с ценовой политикой, и если мы согласны, что другого выхода, кроме предложенного властью нет, то с этим нужно будет соглашаться и вместе искать наилучшие варианты, — убеждает эксперт и подчеркивает: — Главное — это понимание, доверие».
«Закрытые источники в 90-х годах оценивали объемы контрафактных углеводородов, оборачивающихся в Украине, в два-три миллиарда кубометров газа собственной добычи и 800 тысяч тонн нефти», — отмечает эксперт по вопросам функционирования энергетического сектора Сергей ДЯЧЕНКО. Он рассказывает о своей недавней дискуссии со специалистами-практиками и подчеркивает, что они и сейчас считают такие цифры реальными, поскольку в Украине нефтегазовая сфера, как и прежде, является источником мощной коррупции и теневых схем. Поэтому наведение порядка и внедрение прозрачных механизмов является крайне необходимым для оздоровления экономики Украины в целом, считает эксперт. Если бы легализовать хотя бы те объемы ресурсов, которые я назвал, то это могло бы стать основой для роста поступлений в бюджет.
Дяченко надеется, что вскоре Украина сможет использовать так называемый большой реверс газа из Европы, и будет иметь возможность подойти к формированию конкурентного рынка газа. А в дальнейшем сможет создать и Национальный фонд развития. «Каким он будет: государственным или независимым?» — спрашивает Дяченко. По его мнению, «при том уровне коррупции, которая есть сейчас в этой сфере и в экономике в целом, приоритет нужно отдать негосударственным формам управления». Поскольку, по его словам, лет пять-шесть уйдет на формирование новой управленческой культуры чиновников...
В проекте закона о Национальном фонде развития можно найти пункты, которые найдут отклик в сердце любого гражданина страны. В частности, в статье, посвященной управлению ресурсами, находим: финансирование проектов за счет полученной прибыли от инвестиционной деятельности фонда. Они (проекты) должны быть направлены исключительно на усиление инновационного потенциала украинской экономики с помощью инвестирования в учебу и высшее образование детей, научные исследования и социальное развитие, поддержку пенсионной системы, охраны здоровья и человеческой жизни. Фонду запрещается брать и выдавать любые кредиты. Значит, коррупция тут не пройдет. Это свидетельствует о том, что фонд уже и сегодня, на этапе замысла, на верном пути.
Огорчает и возмущает лишь то, что агрессия России ввела в зону риска проекты в рамках подписанных соглашений о разделе продукции. Масштабный проект добычи углеводородов на Черноморском шельфе из-за аннексии Крыма, как отмечается в предисловии к исследованию, умер не родившись. Но авторы законопроекта не теряют надежды. Они уверены, что их идея о создании суверенного фонда просто откладывается во времени. Вместе с тем они заявляют: «Она должна быть воплощена в жизнь, если мы думаем о будущем».
Выпуск газеты №:
№31, (2015)Section
Экономика