Перейти к основному содержанию

Решит ли смена «главного» проблемы на границе?

Опрошенные «Днем» эксперты: Мы пока не увидели наличие политической воли для проведения реформ
26 марта, 12:48
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В начале апреля в Государственную фискальную службу (ГФС) Укрианы назначат новое руководство. Вчера «День» писал (материал «Налоговикам ищут... «Комиссара Каттани») о причнах ухода главы этой службы Игоря Билоуса и об ожиджаниях бизнеса в предверии прихода нового начальника фискалов. Сегодня мы изучили работу таможенного ведоства в рамках ГФС. Его курировал один из замов Билоуса — Анатолий Макаренко.

•  Кто придет ему на смену пока не понятно. Впереди две недели и конкурс! Однако в бизнес-среде актвино обсуждают возможные кандидадтуры претиндентов. По словам источников «Дня», в их числе иностранец Талис Кравалис (латыш), которого, якобы рекомендовал Минфин этой страны. Вспоминают и о директоре департамента таможенного контроля и оформления ГФС Укрианы Сергее Семке. Но, похоже, что главный вопрос — не в смене лиц. Новому главе буде не просто. За 23 года так и не удалось поломать систему «серых» схем и взяток. Убеждение воровать и грабить страну на границе не сомгли вытенить ни какой цвет политических сил. Последнему «рулевому» таможни Макаренку тоже не удалось провести масштабных реформ. Хотя стремление и планы к этому было: как это сделать он лично рассказывал «Дню» в интервью (материал «Граница реформ», 19 ноября 2014 года). Новому главному таможеннику придется все начинать с нуля, говорят опрошенные «Днем» эксперты.

•  «Вопроса по таможне много... схемы остались», — оценивая работу ведомства, рассказывает «Дню» член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Головко. «По официальной статистике, в год более 6 миллиардов долларов теневого пересекания границы, — уточнил он.

•  Не видят больших изменений в работе таможни и в Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), рассказывает «Дню» ее исполнительный директор Анна Деревянко. «Должны были качественно исполнять нормы Таможенного кодекса. Это просит бизнес общественность. В частности, правила первого метода определения таможенной стоимости должно применяться на практике. Но у предприятий возникали вопросы с определенней таможенной стоимости, не смотря на то, что все документы импортеров были в порядке. Также были вопросы и к классификации груза. К ним придирались «Код такой, не такой», — рассказывает она. Кроме того, по словам Деревянко, «очевидно, что коррупция присутствовала» на границе. Павда, при этом она подчеркнула, что иностранные компании страдали меньше, потому что работают полностью открыто.

•  «Фигура Макаренка в промышленной среде была позитивной по сравнению с другими лицами. Есть даже такая совместная мысль, что это был не худший вариант»,  — говорит о бывшем начальнике таможенного ведомства первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров. По его словам, достижение бывшего руководителя — существенное сокращения времени таможенного оформления грузов. «В отдельных случаях ускорение было на 7 дней! Такого раньше никогда не было. Это показатель реального изменения работы системы», — отмечает эксперт. Однако при этом вопросы у бизнеса к таможне все же оставались. «Не смотря на то, что мы встречались, был разговор. Но это был не диалог, а обмен мнениями и только в одну сторону. Мы предлагали, предлагали, они слушали, слушали, а потом решали по-своему», — поясняет Прохоров. Он привел пример негативных явлений на границе: были случаи по оформлению сыпучих импортных грузов (удобрений) с завышением таможенной стоимости в 1,7 раза. «Бизнес говорит так: подвижки есть, но мало что изменилось за год», — подытоживает первый вице-президент УСПП.

Кто виноват?

•  По мнению Деревянко, отвечать должен не один человек. «Глава таможенной службы — прежде всего. Глава ГФС тоже должен иметь к этому отношение. Вышестоящие чиновник... Если это происходит, значит, кто-то за этим стоит», — поясняет она. По ее словам, проблема находиться значительно глубже, чем просто сменить руководителя таможни. «Бизнес видели, слышали и предыдущие представители таможни. Диалог, как был, так и остался достаточно хороший. Но вопрос исполнения Таможенного кодекса и недопущения возникновения проблем, устранения «серых» схем все не решились, а граница полностью не закрылась. Есть над чем работать», — добавляет исполнительный директор ЕБА.

•  О диалоге говорит и Сергей Прохоров. «Чтобы в этой огромной системе исключить коррупционные проявления и сделать зону доверия, нужна постоянная система связи. Залог успеха в том, чтобы сделать максимальную открытость. Везде должно быть солнце и никакой тени. Грибок растет в углу, в подвале, в темном пространстве», — говорит он. Именно отсутствие этого компромисса, в частности в вопросе наполнения бюджета, и приводит к разногласиям, давлению фискалов и попыткам бизнеса использовать схемы. «Фискалам надо наполнять бюджет при любых условиях, а бизнес заинтересован, чтобы сохранить свой доход. Ведь предприниматели не знают, что будет завтра. Сегодня им скажут — заплати на 20% больше, а завтра — на 40%. И что получается? Появляются схемы и поле для коррупции», — пояснил первый вице-президент УСПП.

•  Кроме того, нормальной работе границы мешает НБУ, уверен Прохоров. В частности значительные курсовые колебания привели к валютным ограничениям со стороны регулятора. «Люди не могут распоряжаться валютной выручкой и гасить вовремя валютные кредиты. Чтобы выполнить платежи, им надо где-то купить валюту, которую они уже продали из-под палки НБУ. Это все прямые убытки, которые прямо толкают бизнес, чтобы скрывать валютную выручку или идти на не прозрачные схемы, в том числе на границе», — поясняет он. Чем быстрее Нацбанк уберет эти ограничение, тем быстрее улучшится и ситуация на границе.

Может ли все это поменять один человек — начальник таможни?

•  Прохоров уверен, что — нет. Попытки делал Макаренко, но система его «съела». «Если один человек изменит свой подход (даже если это начальник), то это не значит, что изменится система. Потому что она настроена совершенно на другую волну. Как поменять? Во-первых, налаживать диалог власти и бизнеса, доверие между ними. Во-вторых, повышать зарплаты таможенникам, чтобы они не брали взяток. И в-третьих, сформировать понимание, что мы единая команда», — предлагает Прохоров. Он добавляет, что для серьезной таможенной реформы нужно добавить новому главе больше полномочий и независимости от воли вышестоящего руководства.

•  Со своей стороны исполнительный директор ЕБА считает, что полномочий достаточно. «Они есть. А если кому-то не хватает, то надо публично об этом говорить... Но должна быть еще и политическая воля к таким изменениям у вышестоящего начальства», — поясняет она. А вот с этим проблема. «Пока мы не сильно увидели наличие политической воли», — подчеркивает Деревянко. Она уверена, чтобы позитивные изменения пришли на границу, помимо усиления борьбы с коррупцией, мотивации персонала важно исполнять законы.

•  Опрошенные «Днем» эксперты предупреждают еще об одном подводном камне. Если в процесс включится «третья сила», и все-таки грянет гром реформы в стенах ГФС, то, вполне возможно превращения таможни в один из департаментов Минфина. И вот тут важно, какие полномочия у нее будут. Одно дело, предполагает первый вице-президент УСПП, если отдадут контроль за сбором налогов и сборов». «Это нормально», — говорит он. Но совершенно другое — контроль по наполнению бюджета, что будет означать усиления давления на бизнес, говорит Порохоров об еще одном варианте развития событий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать