Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рейдеру достаточно недели... чтобы разбогатеть

В этом году в Украине произойдет не менее пяти тысяч незаконных захватов, уверен активист. Как этого не допустить?
11 августа, 10:17

«Рейдерство стало сегодня в Украине одной из самых больших проблем экономики», — заявил директор Антирейдерского союза предпринимателей Украины Андрей Семидидько. По его мнению, это явление необходимо рассматривать как производную коррупции. Особенно сейчас, когда отсутствует персональная ответственность регистраторов, нотариусов, судей и правоохранителей за участие в соответствующих схемах.

По оценкам экспертного совета Антирейдерского союза за последние 15 лет на Украине произошло более 30 тысяч случаев незаконного перераспределения собственности на общую сумму более $20 миллиардов. За 2014 год зафиксировано больше двух тысяч таких случаев, рассказывает Семидидько, причем речь шла в основном о перераспределении собственности представителей бывшей власти. В 2015 году было уже около трех тысяч случаев рейдерства. Они проходили в большой мере на фоне объявления банков неплатежеспособными и имели форму изъятия заложенного имущества. При этом активность проявляли работники правоохранительной системы и налоговой, стремившиеся получить контроль над предприятиями или их собственниками с помощью возбуждения уголовных дел. С начала этого года, по словам директора Антирейдерского союза, только Минюстом зарегистрировано больше тысячи заявлений о незаконных действиях по переделу собственности со стороны регистраторов. 

В субботу на горячую линию Антирейдерского союза было сразу четыре звонка из Кропивницкого, рассказывает он. И все они были связаны с захватом частных сельскохозяйственных предприятии (ЧСП). И, что интересно, говорит эксперт, несмотря на то,  что это, по сути, мелкие предприятия, схема рейдерского захвата применяется почти такая же, как и для крупных компаний по всей страны. Собственность просто переоформляется на другое физическое лицо.

Как это происходит? «Учитывая, что у всей собственности в нашей стране одна родовая травма — процесс приватизации — в уставных документах легко можно найти какие-то зацепки, какие-то шероховатости, благодаря которым можно найти основания для переоформления корпоративных прав, — уверен Семидидько, — В результате открытости реестра не трудно узнать, кому конкретно принадлежит предприятие. Затем можно спокойно прийти к частному регистратору или нотариусу и с его помощью, естественно, не бескорыстной, провести переоформление».

«Причем эти чиновники, — подчеркивает Семидидько, — теперь не обязаны проверять законность и правильность переоформления, они не несут ни административной, ни уголовной ответственности за неправомерные, незаконные действия. За это отвечает только тот, кто претендует на собственность, а регистраторы и нотариусы должны следить лишь за тем, чтобы были представлены все необходимые документы. Именно поэтому сейчас наблюдается вал переоформлений корпоративных прав».

«Учитывая вялость и недееспособность действий Верховной Рады по урегулированию законодательства о доступе к реестрам, а также отсутствие реакции Минюста по ужесточению доступа  к ним, мы можем прогнозировать до пяти тысяч незаконных захватов собственности, имущества и переоформления права собственности  на земельные участки и корпоративных прав украинских и иностранных предприятий в нашей стране», — отмечает эксперт.

Он считает, что для предупреждения противоправных действий в сфере собственности государству необходимо обратить внимание на работу органов, которые создавались для предупреждения рейдерства. Так, комиссия при Минюсте с неопределенным статусом работает, что называется в ручном режиме, исключительно по обращениям пострадавших от рейдерства предпринимателей. Она заседает  раз в неделю и изучает в основном состав предоставленных пострадавшим документов, следя лишь за тем, чтобы их комплект был полным.

Если к пострадавшему претензий в этом вопросе нет, то комиссия добивается возвращения нарушенного статуса-кво. А ведь в прессе (и это было бы правильно), ее часто называют антирейдерской. Но предупреждением рейдерства она по сути не занимается, продолжая традицию, заложенную еще Межведомственной комиссией по противодействию незаконному поглощению и захвату предприятий, «работавшей» когда-то  при Кабмине.

По мнению Семидидько, в основе нынешней активизации рейдерства изменения в регистрационном законодательстве. Предприимчивые люди без моральных комплексов получили в результате хороший шанс обзавестись собственностью. Незаконно оформляя или просто подделывая документы они перехватывают управление предприятиями у законных собственников. И это еще не все. «По нашим данным, сейчас рейдерские действия уже докатились до бытового уровня. Все чаще фиксируются захваты квартир, принадлежащих людям, выехавшим по тем или иным причинам за  рубеж».

С такими случаями недавно пришлось разбираться в Харькове, рассказывает Семидидько.  Рейдеры-мошенники оформляли на себя собственность, подделав договора купли-продажи. Эксперт считает, что Минюсту и правительству нельзя закрывать глаза на такие уголовные новации. Он напоминает, что еще в марте этого года группой народных депутатов был зарегистрирован законопроект №4216, который обязывает регистратора требовать для переоформления корпоративных прав или собственности на недвижимое имущество нотариальных свидетельств заключенных сделок. Почему он не рассмотрен?

«Два листочка бумаги с какими-то левыми подписями под названием «учредительный протокол» позволяют сегодня зарегистрировать нового руководителя и получить доступ к предприятию, его счету в банке и имуществу, к его транспорту и земле», — возмущается  эксперт и подчеркивает, что от этого больше всего страдают сельскохозяйственные предприятия, у которых в результате вывозят урожай. Он добавляет, как бы упрекая антирейдерскую комиссию: «Для этого достаточно получить контроль над предприятием буквально на неделю».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать