Перейти к основному содержанию

«Руины» могут убить

или Почему Украине важно отойти от имитации реформирования государственной власти
03 декабря, 10:05

Недавно был обнародован акт Кабинета Министров относительно оптимизации системы центральных органов исполнительной власти (постановление КМУ от 2 сентября в 2019 г. № 829). Данным актом предусмотрено в очередной раз создать новые министерства, переименовать старые, ликвидировать и объединить некоторые существующие. Если внимательно вчитаться в данный акт, можно увидеть чрезвычайно высокий уровень нормопроектировочной техники и, так сказать, дальнейшее развитие вопросов оптимизации системы центральных органов за счет эксплуатации утонченного здравого ума госслужащих Секретариата Кабинета Министров. Ну кто будет против переименования Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства с совковым названием выполняемых процессов в Министерство развития громад и территорий Украины? Ведь правительство фактически в новом названии обнародовало приоритет своей деятельности, развитие громад, повышение их благосостояния, то есть повернулось лицам к людям.

Вместе с тем общество вряд ли понимает, что скрыто в данном нормативном акте. А скрыто здесь многое. Нет сроков выполнения, за исключением десятидневного срока представления проектов положений о министерствах и изменений к актам законодательства, исходящих из этого постановления. Нет целей оптимизации деятельности органов исполнительной власти, то есть не понятно, для чего это делается. А раз нет целей, то эту оптимизацию можно проводить на свое усмотрение, ведь за разнообразием действий — переименовать, реорганизовать  путем присоединения, создать,  реорганизовав путем превращения, ликвидировать, создать,  реорганизовав, и отсутствием четких описаний этих процессов   непонятно что делать. Постановлением не предусмотрены никакие действия с большинством существующих министерств. Имеют право не оптимизироваться следующие министерства: Минюст, Минфин, Мининфраструктуры, Минобразования, Минздравоохранения, Минсоцполитики, МВД, Минобороны, МИД. Но, как показывает практика, новые министры будут что-то инициировать по оптимизации своих министерств, чтобы их не упрекали, что они ничего не делают. Находясь вне требований постановления, они будут делать это в спешном порядке, необстоятельно, так сказать для галочки.

Данным актом с последовательным упорством продолжена многолетняя бесполезная работа в рамках реализации разного рода административных реформ, концепций и стратегий реформирования государственного управления. Эти реформы и стратегии формировались каждой новой властью. Каждая новая власть отменяла или закрывала глаза на реформы и стратегии предшественников и внедряла, на их взгляд, новую админреформу, абсолютно идентичную по содержанию мероприятий. Ничего нового мы не увидели и в новом постановлении Кабинета Министров, по содержанию оно напоминает админреформу Януковича. Что дала админреформа Януковича для повышения эффективности госуправления в интересах людей, кроме узурпации им власти и безумного личного обогащения? Ничего. Ничего не дала очередная реорганизация Гройсмана в рамках реализации Стратегии реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 г. № 474. На правительственном портале указано: «Этим решением правительства утверждены требования к формированию структуры аппарата 8 пилотных министерств — Минагрополитики, Минэнергоугля, Мининфраструктуры, Минкультуры, МОН, МЗ, Минрегиона и Минсоцполитики, а также установлены задачи указанным министерствам осуществить меры по четкому разграничению функций по формированию и реализации государственной политики, лишению чрезмерных и несвойственных функций. Процесс реформирования определенных правительством пилотных министерств был начат в 2017 году и направлен на повышение их институционной возможности в процессе подготовки и реализации ключевых национальных реформ.» Какие слова! Какое глубокое содержание! Опять видим высокий профессионализм очковтирательства чиновников Секретариата Кабинета Министров.

Должны констатировать, что правительству Гройсмана удалось завершить этот пилотный проект. Ведь было решение — Постановление КМУ от 24 октября  2018 г. № 946 «О завершении реформирования структуры аппарата некоторых министерств».

Казалось бы, завершена реформа ряда министерств, они начали работать более эффективно и настойчиво, их больше трогать не нужно. Ничего подобного, новая власть инициирует очередное реформирование уже реформированных министерств. Среди них опять Минагрополитики, Миненергоугля (реорганизуются путем присоединения), Минкульт (ликвидируется), Минрегион (переименовывается). О чем это свидетельствует? Или министерства устали от бесконечных реформирований, ничего не делают для своего реформирования, и это очевидно новой власти, или премьер-министр в заговоре с министрами только имитируют процесс и замыливают глаза обществу.

Что представляют собой нынешние министерства. Это иерархические структуры, которые построены по функциональному или отраслевому признаку. На каждую функцию есть структурное подразделение или отдельный специалист. Они должны готовить решения, нормативные и законодательные акты по выработке и внедрению государственной политики в соответствующей отрасли. Не будем отрицать многочисленные сообщения, что министерства — это закрытые, неэффективные, глубоко коррумпированные структуры. На сегодняшний день не удастся назвать ни одного министерства, где было бы достигнуто что-то кардинальное. Отдельные же достижения либо преувеличиваются, либо фальсифицируются. Например, при предыдущей власти было анонсировано, что Соглашение об ассоциации с ЕС, за которую погибла Небесная сотня и в реализации которой принимают участие все центральные органы исполнительной власти, за пять лет было выполнено лишь на 17 %. На следующий день кто-то получил за такой  показатель выговор, и обществу было объявлено о 43 % выполнения Соглашения об ассоциации. В министерствах десятилетиями работают одни и  те же должностные лица, которые создали разного рода схемы и занимаются исключительно личным обогащением и углублением своего влияния и значимости. Для того чтобы остаться во власти при любых изменениях, внедрен механизм, который позволяет не трогать корпус госслужащих вообще (имеется в виду законодательство по вопросам государственной службы). Но каждая новая власть нарушает это и беспощадно увольняет даже госсекретарей.

Важным направлением деятельности, которое не афишируется, является доказывание своей значимости и важности. В органах исполнительной власти много разных групп влияния, которые постоянно генерируют увеличение полномочий и придумывание новых задач. Это приводит к необходимости их увеличения. Если этому не противодействовать, органы исполнительной власти разрослись бы до неприличных размеров. Сдерживающий фактор все же есть. Периодически правительство утверждает предельную численность министерств, которую они не могут превышать. Это решение правительства — документ внутреннего использования и, как правило, не обнародовался, ведь обществу желательно не знать настоящую численность госслужащих. Как показывает жизнь, увеличение численности министерств не является  проблемой. Анализ изменений к постановлению Кабинета Министров от 5 апреля 2014 г. № 85 (в редакции постановления Кабинета Министров от 21 октября 2015 г. № 840) «Некоторые вопросы утверждения предельной численности работников аппарата и территориальных органов центральных органов исполнительной власти, других государственных органов» свидетельствует об устойчивой тенденции ежегодного увеличения предельной численности. Всегда можно обосновать такое увеличение, заручившись поддержкой или круговой порукой министров. Следовательно: «Я проголосую за увеличение численности Министерства образования, а министр образования поддержит увеличение моего министерства». Любое сокращение вызывает в дальнейшем увеличение.

Вернемся к предложенной постановлением Кабинета Министров от 02 сентября 2019 г. № 829 реорганизации министерств. Сокращенные, объединенные, вновь созданные министерства со временем ждет такая же участь, как и предыдущие. Будет обязательно обосновано возобновить сокращенные, разъединить объединенные и ликвидировать вновь зданные. Это бесконечный круг преобразований, за который платит народ.

Кроме расходов на реорганизацию переназначения чиновников, зачистки от профессиональных принципиальных кадров и принятия на их места безвольных, некомпетентных, но преданных людей, это ничего не даст. Будут опять сформированы министерства с новыми аббревиатурами, которые фактически ничем не будут отличаться от предыдущих. Возможно, какая-то оптимизация и состоятся, но лишняя пустая работа обязательно возобновится.

Из этого можно сделать следующий вывод: пока эффективной власти у нас нет и сама она не в состоянии себя превратить в эффективную.

Разрушая систему  государственных органов старого мира — мира советского и постсоветского прошлого очень — важно выявить, где была заложена ложь, а где правда. Например, у нас очень предвзятое отношение к существованию структурных подразделений по контролю исполнительской дисциплины при наличии разветвленной сети начальников всех рангов. Такие структуры есть во всех министерствах, а в Секретариате КМУ в соответствии со статусом — целый директорат мониторинга и контроля во главе с генеральным директором. Численность его нам не известна. Это, на наш взгляд, законсервированный триумф идей картавого вождя из прошлого.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать