Русская матрешка и советская буденовка
А что будет предлагать иностранным туристам современная Украина?В 2012 году в Украине и Польше состоится чемпионат Европы по футболу. Работы в связи с этим непочатый край. За пять лет чиновники обещают перестроить всю инфраструктуру нашего государства. Впрочем, не менее важным, как подчеркивает министр культуры и туризма Юрий Богуцкий, является вопрос туристической привлекательности. В частности, что будут делать заграничные туристы в свободное от футбола время? Что будут покупать на память об Украине?
Иван Бобков, художник-керамист и преподаватель Детской художественной школы им. Тараса Шевченко уверен, что туристов должны привлекать сувениры с национальным колоритом. «Меня радует то, что иностранцы перестали массово скупать матрешки или буденовки», — говорит Бобков. Но готовы ли, скажем, гончары в прямом понимании слова вылепить «сувенирное лицо» Украины? Бобков дает на этот вопрос утвердительный ответ. «Если лично от меня, от моих действий зависит 2012 год, то я могу гарантировать, что подготовлюсь. Будет что показать нашим иностранным гостям, — уверяет гончар и добавляет, — но я же не буду стоять с керамикой на футбольном поле, или на трассе торговать... Если делать какую-то акцию, то где? Пирогово вон угрожают закрывать, строить что-то там, Андреевский спуск — реконструировать до 2012 года...».
По словам Бобкова, в последнее время интерес к гончарству в обществе повысился, хотя народные мастера и не ставят за цель подстроиться под потребителя. Популярность керамики ежегодно растет, вспомнить хотя бы ярмарку в Пирогово, которую ежегодно посещает Президент. «Хотя, в принципе, ярмарка в Пирогово — это больше для удовольствия, чем с какой-то конкретной целью заработать. Поэтому ждем заказов, работаем...», — констатирует Бобков.
Но как установить цену на такие сувениры? Для рядового украинца купить красивую керамическую вазу или скульптуру не всегда по карману, иностранцам же — совсем недорого. «Я работал в Польше некоторое время. У них, в первую очередь, ценится ручная работа», — рассказывает Бобков. В Украине же это, по словам гончара, почти не ценится. «У нас еще одна проблема — литье. Якобы они нам и не конкуренты, но тот же горшок для цветов в магазине стоит, скажем, шесть гривен, а наш — приблизительно 16. Но это же сделано нашими руками, это труд человека, а не машины. Должно соответственно и стоить...», — рассуждает мастер. К тому же сегодня у гончаров возникла проблема с сырьем: «элитные» залежи глины, по их словам, скупают крупные предприниматели. Поэтому мастерам, работающим на себя, приходится брать глину там, где строят новые станции метро.
Наши гончары работают по старинным технологиям и надеются на развитие своего дела, планируют достойно его представить иностранным гостям.
А вот Татьяна Логвинова, ремесленник с Андреевского спуска, не верит в ведущую представительскую роль гончарства. Она отдает абсолютное преимущество изделиям из дерева и полотна. «Большие гончарные изделия бывает неудобно транспортировать, однако по цене они бывают и более доступными, и более рентабельными...», — рассказывает она. Что касается матрешек и буденовок, то, по словам Логвиновой, их скупают в основном американцы. Европейцы же стремятся купить на память что-нибудь с этнической окраской. Украину сегодня представляют преимущественно изделия из дерева, полотна. Логвинова уверенно смотрит в завтрашний день. По ее словам, потому, что «Андреевский спуск планируют реконструировать, но ремесленников и художников обещают не трогать, поэтому мы с нетерпением ждем большого количества туристов», — говорит она. Таким образом, дорога для футбольных фанатов из Европы открыта не только на стадионы, но и к таким центрам украинской культуры, как Андреевский спуск. Иностранным гостям здесь будет что покупать. Если, конечно, власти услышат их требование: чтобы хотя бы не мешали, дали возможность свободно творить и, конечно же, хорошо заработать во время чемпионата.
Выпуск газеты №:
№107, (2007)Section
Экономика