Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Рынок», который нарушит Конституцию

О проблеме ведения земельных кадастров в Украине и ее последствиях
29 апреля, 19:49

В Украине ведутся многочисленные (ведомственные) кадастры разных категорий земли. Единственным исключением является полноценный Государственный кадастр плодородных почв в агроландшафтах. В частности существуют: водный кадастр; лесной кадастр; кадастр недр (месторождений и проявлений полезных ископаемых); животного мира; растительного мира; территорий и объектов природно-заповедного фонда; природных территорий курортов; водных биоресурсов; природных лечебных ресурсов и другие Государственные кадастры. Для примера, Минприроды Украины сопровождает также кадастр антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов, который отмечен как: «Национальный...».

По всей стране в пределах населенных пунктов (особенно городов и поселков) ведутся локальные Градостроительные кадастры — не государственного значения, которые охватывают всю административную территорию соответствующего поселения и включают все объекты недвижимого имущества и все категории земель (земли сельскохозяйственного назначения также) как природные объекты, которые находятся в пределах.

При этом важно знать и трезво осознавать, что все существующие в Украине кадастры и геоинформационные системы (ГИС) базируются на геодезической и картографической основе Государственного земельного кадастра (ГЗК), которая составляет единую Национальную геоинформационную автоматизированную систему геопространственных данных об объектах реального мира, которые характеризуются определенным местоположением на Земле и определены в установленной системе пространственно-временных координат (УСК 2000).

Такими геопространственными объектами Государственного земельного кадастра являются, или должны быть  в первую очередь: делимитированные и демаркированные рубежи Государственной границы Украины; установленные границы административно-территориальных единиц (АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов, поселков, сел, районов в городах, объединенных территориальных громад), а также достоверные и законные границы земельных участков как объектов гражданского права — частной, коммунальной и государственных собственности, что обретаются и реализуются гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14 Конституции Украины). Эти требования уже частично законодательно очерчены, в частности в ст. 10 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре».

Поскольку одной из главных обязанностей государства является утверждение и обеспечение прав человека  на частную собственность конкретных земельных участков, и других объектов недвижимости, которые находятся на них, и являются объектами гражданского права, поэтому сверхважной функцией Государственного земельного кадастра (ГЗК) является тесное взаимодействие со всеми кадастрами таких объектов недвижимости, а также с Государственным реестром вещественных прав на недвижимое имущество, путем передачи (получения) достоверной и законной информации в режиме реального времени.

Именно такие объекты являются предметом покупки-продажи и могут отчуждаться (обретение права на них) в установленном законом порядке.

Все другие кадастры являются самостоятельными составляющими многоуровневой Национальной ГИС и не должны загромождать Государственный земельный кадастр, как это стараются делать сейчас.

Кроме этих сверхважных задач как основ обеспечения базы данных геоинформационного (кадастрового) пространства, должны также безотлагательно и синхронно выполняться в пределах Государственной границы Украины в разрезе административно-территориальных единиц (АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов, поселков, сел, районов в городах, объединенных территориальных громад) фундаментальные конституционные требования относительно повсеместного учета и регистрации (отдельный кадастровый блок в Национальной геоинформационной системе) — количественных и качественных характеристик, сведений о стоимости капитализированного богатства нации и об условиях использования и охраны земли и ее природных ресурсов (всех категорий) как природных объектов права собственности Украинского народа — основного национального богатства, что де-юре находятся под особенной охраной государства (ст. 13 и 14 Конституции Украины).

Важно, что роль держателя такого капитализированного основного национального богатства должно выполнять новое вневедомственное национальное земельное учреждение Украины — по аналогии к Национальному банку Украины.

Для этого должен функционировать отдельный Национальный  кадастр земли и ее природных ресурсов (всех категорий) как природных объектов права собственности Украинского народа (Национальный  кадастр природных объектов Украины              — основная составляющая Национальной ГИС, которая является сердцевиной Национального земельного учреждения Украины), что тесно и прозрачно взаимодействует со всеми кадастрами, обеспечивая информационное обслуживание всех участников природопользования, органов государственной власти и органов административно-территориальных единиц и обратный контроль относительно использования природных ресурсов. Такие объекты (ресурсы) не являются объектами гражданских прав и не подлежат отчуждению (покупке-продаже), а только — пользованию, в соответствии с законом, на который власть пока еще — не удосужилась.

Очевидно, что для введения в действующее конституционное поле Украины существующих законодательных и нормативно-правовых актов по урегулированию земельных отношений, включительно с нормированием основ не забюрократизированного ведения земельного и других кадастров, необходимо было Президенту Украины и соответствующим органам государственной власти срочно и профессионально заняться воплощением настоящей комплексной и системной земельной реформы — во всем пространстве государства как первоочередной меры создания государства.

Только в таком случае будет совершаться верховенство права, а заодно и законность природопользования владельцами земельных участков (меж) и их арендаторами, а также полноценная государственная защита всех субъектов права собственности и ведения хозяйства, социальная направленность экономики, гарантированных  13 статьей Конституции Украины.

К величайшему сожалению, авторы и «толкачи» проголосованного в апреле  2020 г. Верховной Радой Украины  «рыночного» обращения земельных участков (меж) как объектов гражданского права, которые находятся на землях сельскохозяйственного назначения, так и не поняли, что внедрение его механизмов возможно только  после полноценного учета и регистрации природных ресурсов как природных объектов чужого права собственности — в Национальной геоинформационной системе, а также синхронизации их (ресурсов) местоположения как олицетворенных геопространственных объектов — с пределами тех рыночных земельных участков, что законно и безошибочно зарегистрированы в Государственном земельном кадастре.

Но, это значит, что властные мужи в очередной раз идут антиконституционным путем, наступая на те же самые грабли под красивыми лозунгами «земельная реформа» и «защита прав земельных пайщиков» на отчуждение своей собственности. Фактически пытаются ускоренно  гибридным способом легализовать скрытых владельцев плодородных земель, «приобретенных» в основном путем аренды, эмфитевзиса, обмена и  другими сомнительными способами во время действия моратория, преумножая «законное» функционирование земельных законов и подзаконных актов в антиконституционной нише.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать