С 20-ти до 9-ти
Кому Миндоходов хочет облегчить жизнь в 2014 году?![](/sites/default/files/main/articles/25122013/6dohod.jpg)
Правительство готовится в 2014 году уменьшить численность налогов для бизнеса. «Я думаю, что их количество сократится до 9—10», — поделился планами министр доходов и сборов Украины Александр Клименко. Хотя, признался он, экономическая ситуация в Украине не способствует кардинальному пересмотру.
Напомним, что к реформированию фискальной системы страну постоянно призывает Всемирный банк (ВБ). В его последнем рейтинге Doing Business по показателю «уплата налогов» Украине отвели 164-е место из 189 стран (плюс четыре позиции). В целом же, по данным ВБ, на составление налоговой отчетности и уплату налогов в Украине тратится 390 часов в год. Поэтому налоговые изменения — один из ключей к деньгам инвесторов, говорят там.
Во власти вроде бы это понимают, но, несмотря на советы международных кредиторов, предлагают свои варианты перемен. На днях парламент перенес на 2015 год снижение ставки НДС с 20% до 17%, но снизил ставку налога на прибыль со следующего года с 19% до 18% (хотя в Налоговом кодексе речь идет о 16%). С 1 января на 14% вырастут ставки акцизного налога на спирт и другие алкогольные напитки (на пиво, натуральное вино, сидр они остались неизменными). На два года продолжили освобождение от НДС операций с зерновыми, металлоломом, необработанными шкурами, макулатурой и древесиной. Льготы по ввозу на таможенную территорию природного газа отменяют, а ставки сбора за специальное использование лесных ресурсов увеличиваются вдвое. Эти и другие изменения, поддержанные нардепами, дадут государственному бюджету дополнительно около 35 миллиардов гривен. А вот какие именно из перечня налогов Миндоходов планирует сократить — пока что в ведомстве не говорят. О возможных вариантах фискальных сокращений «День» спросил у экспертов.
«Это решительный шаг к улучшению бизнес-климата. Пришло понимание: чем больше налогов, тем больше шансов, что экономика будет в тени. Поэтому нужно сокращать их перечень», — говорит «Дню» первый вице-президент УСПП Сергей ПРОХОРОВ.
«Как идея — это звучит неплохо», — оценивая заявление Миндоходов, выражает свое мнение «Дню» руководитель налогово-юридической практики Ernst & Young Владимир КОТЕНКО. Но нужно посмотреть законопроект, в котором будет воплощаться эта идея. «Учитывая текущую ситуацию, бюджет или страна не может позволить себе существенное сокращение поступлений от налогов. Следовательно, если сокращение произойдет, то, скорее всего, речь будет идти о «перегруппировке» существующих налогов, но таким способом, чтобы это не привело к потере бюджетных поступлений», — прогнозирует Котенко.
В стране более 120 налогов (включая сборы, которые, по сути, имеют фискальную функцию), а не 20, говорит «Дню» председатель подкомитета по вопросам налогообложения непрямыми налогами комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат от «Батьківщини» Сергей ТЕРЕХИН. Уменьшать их количество можно и нужно, по его мнению. «Вероятнее всего, речь будет идти об объединении нескольких налогов под одним названием», — прогнозирует народный депутат.
Напомним, что подобную фискальную инициативу (по перегруппировке налогов) недавно разработал (законопроекты №3606 от 13.11.2013 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения условий ведения бизнеса» и №3607 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины в связи с сокращением количества налогов и собраний») и подал в парламент заместитель председателя Партии регионов, бывший вице-премьер Сергей Тигипко. Он предлагает сократить количество налогов и сборов с 22 до 9, деклараций — со 115 до 26, количество налоговых платежей — со 172 до 52, а перекосы в администрировании НДС ликвидировать, отменив институт налоговых накладных и установив единые обязательные реквизиты первичных документов для взимания этого налога.
Изберет ли именно этот вариант Миндоходов для реформирования — станет известно после Нового года. Но и без ответа на этот вопрос у бизнес-сообщества есть свое виденье нужных перемен действующей налоговой системы.
Прохоров говорит, что бизнес ожидает уменьшения ставки НДС, 100% возвращения экспортного НДС и снижения нагрузки на зарплату хотя бы на 5% (сегодня — от 37% до 52%).
Меняя налоговую систему, по мнению Котенко, нужно учесть три момента. Первый — отказаться от нематериальных налогов, стоимость администрирования которых сопоставима с поступлениями от них. «Их осталось немного — это туристический сбор и за парковку», — конкретизирует он. Второй — пересмотреть качество существующих нормативных актов, по которым взимаются налоги. Эксперт рассказал, что анализ сопроводительных актов показывает бесконечные внесения в них сотен изменений с момента принятия. Из-за некачественной подготовки нормативного акта потом постоянно приходится латать в этом документе дыры, конкретизирует Котенко. А с другой стороны, их частый пересмотр, по мнению эксперта, ни что иное, как решение текущих задач по наполнению бюджета. «Налоги не должны меняться позже, чем за полгода до начала налогового периода... Нужно уважать правила, которые обеспечат стабильность налоговой системы», — делает вывод он. И третий — структура налогов и их перечня. «В условиях, когда у нас такой объем теневой экономики, нет другого способа привлечь к уплате налогов всех, кто не хочет этого делать добровольно, нежели увеличение доли в структуре налогов, именно налогов на потребление, например, повышение ставки НДС, всевозможные акцизы, специфические сборы с некоторых операций или видов деятельности», — выражает свое виденье эксперт. При этом Котенко поддерживает решение правительства по отсрочке снижения ставки НДС. «Большинство стран Европы повышали ставки налога НДС в кризисные периоды, а не снижали. Поэтому это абсолютно взвешенное решение. И не нужно говорить, что происходит лишение кого-то каких-то выгод. Если бы снизили ставку НДС, то в бюджете образовалась бы дыра, которую нужно закрывать чем угодно. И мы бы столкнулись с тем же НДС, который бы собирали в тех же размерах, но незаконными способами, или же — с давлением взимания прямых налогов...» — объясняет он свою позицию. Другим вариантом для сохранения запланированного снижения НДС могло бы быть сокращение расходов, говорит эксперт, но этого не происходит.
Самое главное в реформировании системы налогов, по мнению другого собеседника «Дня» Сергея Терехина, — это не изменение названия. «Нужно убрать квазиналоговые изъятия — такие, как админуслуги, государственная пошлина, акциз на ценные бумаги», — объясняет он. А во-вторых, убрать неэффективные налоги. Критерий эффективности для налога, по словам Терехина, прост: он должен давать поступления в бюджет, не нарушать социальную справедливость и не быть административно затратным. В число таких налогов, по его словам, не попадает налог на имущество, сбор которого с 2014 года стартует. «Теоретически, — рассказывает председатель подкомитета по вопросам налогообложения непрямыми налогами, — будут облагаться налогом имения богатых. Но чтобы выяснить, кто богат, а кто — нет, нужно направить армию налоговиков». Другой вопиющий пример налоговой неэффективности, по словам Терехина, содержится в недавно проголосованном в первом чтении законопроекте №2737 от 05.04.2013 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания консолидированной группы налогоплательщиков)» авторства трех депутатов (А. Долженков, С. Глазунов, С. Фаермарк). Он меняет механизм уплаты налога на прибыль для отдельных предприятий. «После подписания данного закона ни один из олигархов не станет платить налог на прибыль...» — говорит эксперт. Суть документа следующая: участники со статусом «консолидированной группы» (входит несколько объектов, например, завод, ІТ-предприятия, несколько газет) получают право при определении облагаемой налогом прибыли зачислять суммы отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль другого участника(ов) соответствующей консолидированной группы. Сейчас же этот налог платится с каждого предприятия отдельно, объясняет Терехин. Изменение правил будет означать, продолжает он, фактическое освобождение от налога на прибыль мощных бизнес-групп. «Лазейка», по словам Терехина, выписана для компаний, совокупный размер выручки от реализации товаров которых составляет не менее 5 миллиардов гривен, а совокупная стоимость активов — не менее 10 миллиардов гривен. Первое чтение документ прошел только после того, как эти 10 миллиардов уменьшились в 10 раз, говорит он. Если же его проведут полностью через Раду 12 января и его подпишет гарант, говорит он, то все олигархи будут очень довольны, потому что «налога на прибыль как для класса для них не будет».
Так сколько же останется налогов в 2014 году? Миндоходов озвучило свой прогноз. «Я — за то, чтобы был один налог, — на идиотов. Но здесь придется делать политическую революцию», — иронизирует в контексте предложенных депутатами и правительством налоговых изменений Терехин. Хотя, может, и не так уже это ирония, потому что, несмотря на море фискальных инициатив и изменений законодательства, пользы от них налоговой системе добавляется мало. Тому подтверждение — наше 164-е место в рейтинге простоты ведения бизнеса по показателю «уплата налогов».
Выпуск газеты №:
№238, (2013)Section
Экономика