Сбербанк отвечает вкладчику Карпенко
Письма читателей, одобряющих освещение деятельности СБ Украины, показали, что не все его вкладчики безразличны к вопросу, чем занимается учреждение, хранящее их деньги. Но в одном из писем была и претензия к автору статей Ирине Клименко: у господина Карпенко из Львова создалось впечатление, что журналистке не «удалось целиком ознакомиться с деятельностью банка». Одним словом, читатель, не довольствовавшись сугубо политэкономическими выводами, предложил поинтересоваться деятельностью банка с более «земных» позиций, что и было воплощено в его вопросах в адрес председателя правления Сбербанка.
Как нам показалось, ответы на вопрос «среднестатистического» вкладчика заинтересуют и других читателей «Дня». Поэтому редакция обратилась в Сбербанк с просьбой ответить в лице г. Карпенко всем своим вкладчикам. Таким образом, что думают в Сбербанке об «открытости» своего учреждения, о процентах и компенсациях, читайте в «открытом письме» из Сбербанка.
Уважаемый господин Карпенко!
Ваш материал, посланный обозревателю «Дня» Ирине Клименко, не остался без внимания. Нам бы хотелось лично поблагодарить вас за написание заинтересованного письма о Сбербанке Украины. Надеемся, вы будете удовлетворены тем, что ваши усилия не были напрасными. Высоко оценивая неравнодушное отношение к деятельности самого большого в государстве банка, конечно, мы не можем не ответить на ряд «очень болезненных для вкладчиков» вопросов, сформулированных в вашем письме. Как и не поддержать предложение редактора газеты «День», уважаемой госпожи Ларисы Ившиной проинформировать об этом многочисленных читателей известной газеты. Постараемся при этом, как и автор письма, быть в своих ответах конкретными.
— Почему Сберегательный банк Украины (СБ Украины) до этого времени продолжает оставаться для вкладчиков такой закрытой структурой, которая никогда не отчитывается перед вкладчиками, не информирует о своей деятельности, о результатах хозяйствования, не публикует свои балансы?
— Здесь вы, господин, не правы. Сбербанк — самый открытый в стране банк. Он имеет 10996 учреждений, в любой день в них без проблем может прийти любой гражданин. Разве 85 миллионов открытых в банке счетов этого убедительно не подтверждают? Советуем вам полистать №1 журнала «Финансовые риски» за текущий год, в котором приведен пресс-рейтинг освещения деятельности банков Украины в газетах. Так вот, Сберегательный банк занимает там почетное шестое место в первой десятке отечественных банков. Хотя мы не довольны своими результатами, потому что имеем еще немало неиспользованных резервов для улучшения информационной деятельности. Главное сейчас для нас — совершенствовать этот участок работы, чем мы и занимаемся. Вот совсем свежий пример. Подготовленная недавно сбербанковской пресс-службой информация о том, как охрана Сбербанка, защищая интересы своих клиентов, помогла милиции остановить мошенников, 20—21 июля была напечатана в украинских газетах тиражом в 1 млн. 163 тыс. экземпляров. Мы будем готовить подобные материалы для прессы, радио и телевидения и в дальнейшем.
— Какова судьба закона о СБ Украины?
— Вопрос этот, как вы сами понимаете, не является простым. Его рассмотрение целиком зависит от Верховной Рады, так как Сберегательный банк, по действующей Конституции, не наделен правом законодательной инициативы. Но пока что сообщаем, что банк подал профильному парламентскому комитету свои предложения относительно внесения изменений в раздел IV Закона Украины «О банках и банковской деятельности», регулирующий сберегательное дело в нашей стране.
— Насколько выгодно для вкладчиков возможное превращение Сбербанка в акционерно-коммерческий банк?
— На практике это уже решено. В мае текущего года Государственный специализированный коммерческий сберегательный банк Украины преобразован в открытое акционерное общество «Государственный сберегательный банк Украины». Такое превращение осуществлено в ответ на распоряжение Президента Украины от 20.05.99 № 106. Учредителем банка является государство в лице Кабинета Министров Украины. Объявленный уставный фонд банка составляет 158 млн. гривен. Все сто процентов акций банка, выпускающихся на величину его уставного фонда, закрепляются в собственности государства. Этим оно еще раз подчеркнуло свою ответственность за результаты деятельности Государственного сберегательного банка Украины. Какие преимущества будут иметь от этого вкладчики банка, покажет будущее. Принципиально здесь важно подчеркнуть: сегодняшний Сбербанк является преемником прав и обязательств Государственного специализированного коммерческого сберегательного банка Украины. Следовательно, на него распространяются все нормы действующего банковского законодательства, в том числе гарантирование государством полной сохранности денежных средств и других ценностей граждан, доверенных банку, и их выдачи по первому требованию.
— Почему финансовое состояние банка такое неудовлетворительное? Почему постоянно уменьшаются проценты по вкладам?
— Что касается обвинений Сберегательного банка в монополизме относительно привлечения средств населения на вклады и об уплате процентов по ним, то вас, наверно, удивит наш ответ. Но на Сбербанк, уважаемый господин Карпенко, совсем не приходится, как сказано в вашем письме, 60 процентов всех вкладов населения Украины, их доля сегодня менее 40 процентов. Следовательно, назвав нас в этом сегменте финансового рынка монополистом, вы ошиблись. Что же касается высказанного вами недовольства выплатой Сбербанком в этом году только 1 процента по вкладам граждан «до востребования», то предельный размер годовых процентных ставок, установленных Правлением банка на второе полугодие текущего года, составляет до 3 процентов. Хотя, в отдельных областях, принимая во внимание финансовое состояние местных учреждений банка, процентные ставки кое-где, действительно, ниже. К сказанному еще добавим: по состоянию на 02.08.99 сумма вкладов граждан в учреждениях Государственного сберегательного банка Украины составляла более 882 млн. грн., что свидетельствует о высоком уровне доверия населения к нашему банковскому учреждению.
— Почему Сбербанк Украины не объявил результатов индексации вкладов населения?
— Нет, это не так. Их итоги утверждены в Законе Украины «О государственном гарантировании восстановления сбережений населения Украины». В частности, сумма компенсаций денежных сбережений граждан по Сберегательному банку, как зафиксировано в этом законодательном акте, составляет 124,19 млрд. гривен. В соответствии с законом, государство обязуется возвращать сбережения поэтапно, учитывая возраст вкладчика, сумму вклада, другие обстоятельства, в пределах средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год. Индексации подлежат вклады и ценные бумаги бывшего Советского Союза по состоянию на 1 января 1992 г. Досадно, но средств для выплаты компенсаций в государстве маловато. Поскольку сумма компенсаций проиндексированных вкладов в Сбербанке является очень значительной, наш банк сейчас не имеет реальных финансовых возможностей, чтобы помочь государству быстрее компенсировать денежные потери населения.
— За какую плату СБ Украины передает средства в распоряжение НБУ и почему НБУ устанавливает такие низкие проценты? Может, потому, что деятельность СБ Украины так закрыта и потому, что он является «карманным» банком для НБУ и государства?
— Отношения между Сберегательным и Национальным банками Украины осуществляются в нормальном рабочем режиме в рамках, предусмотренных Законом Украины «О банках и банковской деятельности». А поэтому ваша фраза о существовании какого-то там «карманного» банка, мягко говоря, некорректна. Цифры, которые вы хотите знать, предавать огласке запрещает закон в связи с существованием банковской тайны.
— Почему в банке такой узкий спектр услуг?
— Это неправда. Полный ответ на ваш вопрос содержит предоставленная Сберегательному банку Украины лицензия НБУ № 148 от 28.04.99. Другое дело, что вы ее никогда не видели, следовательно, неосведомленность относительно этого нам понятна. Вместе с тем мы хорошо понимаем: у банковских технологий есть начало, но нет конца...
— Почему провалилась операция с компенсационными сертификатами?
— Согласно Указу Президента «О компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и Укргосстраха» на сумму компенсаций были выпущены компенсационные сертификаты. В соответствии с этим указом на учреждения Сбербанка была возложена работа по выдаче компенсационных сертификатов. Такие сертификаты обращались свободно и использовались для приватизации частей государственного имущества. Всего вкладчиками получено компенсационных сертификатов на сумму около 900 млн. гривен. Использовать свое право на участие в приватизационных процессах — это, как известно, прерогатива вкладчика. В то же время вы правильно ставите вопрос об активизации банковских операций с ценными бумагами. Для этого в Государственном сберегательном банке Украины недавно было создано специальное структурное подразделение, которое теперь и будет заниматься более предметно этим немаловажным участком работы.
— Есть ли какие-то реальные возможности возвращения средств вкладчиков, изъятых в Сбербанке при последнем премьере СССР Павлове в размере 100 млрд. советских рублей?
— Полностью с вами согласны, вкладчики долго будут помнить последствия этого изъятия. Почему так вышло? В течение всего периода существования госсберкасс Советского Союза, а позже сберегательных банков бывших союзных республик, в конце каждого операционного года учреждения Сберегательного банка СССР переводили остатки средств на вкладах на корреспондентский счет своего главного банка в Москве, а последний перечислял их в Госбанк СССР. На дату распределения активов и пассивов бывшего Союза сумма изъятых средств по вкладам населения в учреждениях Сберегательного банка СССР на территории Украины составляла 84,3 млрд. советских рублей. В соответствии с действующими международными соглашениями с Российской Федерацией возвращение денег вкладчиков, изъятых в Сбербанке Украины, — компетенция государственных органов власти. То есть надежду на их получение не будем терять.
Уважаемый господин вкладчик! Вы серьезный человек и, конечно, понимаете, что в связи с ограниченностью места нами даны ответы в основном на принципиальные ваши вопросы. Думаем, понятно вам также и то, что мы пытались при этом учесть интересы не только автора, но и читателей газеты. Конечно, было бы преувеличением утверждать, что в деятельности Государственного сберегательного банка Украины нет никаких проблем. Это не так. И все же, невзирая на существующие финансовые трудности и сложную экономическую ситуацию в Украине, Сбербанк продолжает осуществлять как свое реформирование, так и свои операции, оставаясь действительно народным банком.
Так, по поручению правительства наш банк сейчас помогает пострадавшим в Закарпатье ликвидировать последствия прошлогоднего стихийного бедствия. Предоставленный горной области Сбербанком Украины на льготных условиях кредит в размере 30 млн. грн. имеет целевое назначение: деньги эти идут на то, чтобы построить или отстроить разрушенное в результате невиданного наводнения жилье и надворные сооружения. Хотим, чтобы все знали: займы в учреждениях Сбербанка для оплаты выполненных строительных и ремонтных работ, по последним данным, получила 3051 семья. Немало домов уже стоят под крышей. Согласитесь, появление новых жилищ — результат весомой помощи, которую государство и ее банк предоставили своим пострадавшим гражданам.
Еще раз благодарим автора за заинтересованные размышления относительно улучшения деятельности нашего банка. А редакцию «Дня» — за внимание к банковскому учреждению «особого назначения».
ОТ РЕДАКЦИИ
Ответ Сбербанка читателю «Дня» и своему вкладчику — явление фактически беспрецедентное для нынешнего дня. Мы надеемся, что этот ответ станет первым шагом к открытости в деятельности не только банков, но и других бизнес-структур. Хотя должны заметить, что у нас остались открытыми несколько вопросов. Почему, например, через несколько месяцев после назначения Валерия Пустовойтенко председателем Наблюдательного совета последний решил оставить должность, почему не реализованы его планы о привлечении средств госпредприятий в Сбербанк, почему Сбербанк является одним из самых крупных нарушителей норматива об обязательных резервах (неужели нет средств?), какие в Сбербанке намерения относительно закрытия убыточных отделений, и, наконец, как и на каких основаниях Сбербанк планирует конкурировать (в качестве акционерного общества) с коммерческими банками?
Выпуск газеты №:
№169, (1999)Section
Экономика