Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сделка по российскому газу: кто выиграл и кто проиграл

19 января, 20:05
«СИЛА РОССИИ — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ЕВРОПЕЙСКАЯ СЛАБОСТЬ», СЧИТАЕТ ЙОШКА ФИШЕР...(www.inosmi.ru, «Publico», Португалия, 19 января 2009 г.) / ФОТО РЕЙТЕР

Между премьер-министрами России и Украины заключена предварительная договоренность, направленная на восстановление поставок газа в страны Восточной Европы, которые с 7 января из-за ценового спора между Москвой и Киевом сидят без газа. Ниже мы приводим свой взгляд на то, кто что выиграл или проиграл в результате кризиса и его разрешения в нынешнем виде.

РОССИЯ. Конфликт нанес серьезный удар по ее репутации надежного поставщика энергоресурсов. Однако в Кремле, судя по всему, рассчитали, что, поскольку Европа будет зависеть от российского газа еще долгие годы и никаких быстрых альтернатив найти не сумеет, пока что Россия может себе позволить потрепать кое-какие из европейских стран, чтобы в долгосрочной перспективе получить более высокие цены на свой ключевой экспортный товар — природный газ. При этом хуже всего пришлось странам Центральной и Юго-Восточной Европы; крупнейшие европейские державы и торговые партнеры России — Германия, Франция и Италия — пострадали не так сильно.

Если нынешние условия газовой сделки сохранятся, то получится, что Москва реализовала свою давнюю мечту — заставить Украину платить за газ в два с лишним раза больше, чем раньше. В проекте договоренности говорится, что Киев будет платить за газ по европейским ценам, хотя на этот год и получит 20-процентную скидку.

Для России в нынешней ситуации возникают и другие долгосрочные преимущества. Прежде всего, другие бывшие республики Советского Союза теперь будут долго и скрупулезно просчитывать, спорить ли с Россией, когда и им будет объявлено о введении европейских цен. Кремль не настроен на компромиссы и вновь продемонстрировал (как и в августовской войне с Грузией), что для реализации своей политики готов, если надо, поссориться с Западом. Если сделка сохранится в нынешнем виде, то российский государственный газовый гигант «Газпром» в ближайшие годы заработает дополнительно миллиарды долларов — гораздо больше, чем то, что он потерял за первые дни этого года.

Правда, пока неясно, сумеет ли «Газпром» убедить балканские страны, через территорию которых он планирует проложить газопровод «Южный поток», в том, что вина за нынешнее отключение газа лежит исключительно на Киеве. «Южный поток» приведет российский газ напрямую в Юго-Восточную Европу по дну Черного моря, в обход Украины. С другой стороны, испытав на себе последствия прекращения поставок российского газа в этом году, в будущем балканские страны, возможно, не будут так охотно идти на усиление своей и без того значительной энергетической зависимости от Москвы.

ЕС, возможно, удастся привлечь еще какие-то страны в лагерь сторонников альтернативного европейского газопровода Nabucco, но у этого проекта еще немало сложностей — и финансирование, и получение от стран-поставщиков газа заверений в том, что для его наполнения будет достаточно запасов. Да и с политической точки зрения те страны, которые могли бы на это пойти — Азербайджан, Туркменистан и, возможно, Иран, — для Европы не более удобоваримы, чем Москва.

Более четкими выглядят перспективы другого крупного газпромовского проекта — газопровода «Северный поток», по которому газ пойдет из России в Германию по дну Балтийского моря. Канцлер Германии Ангела Меркель вновь выразила поддержку этому проекту в пятницу, во время визита премьер-министра Владимира Путина в Германию. К тому же, от нынешнего перерыва в поставках российского газа Германия особенно не пострадала.

Что касается внутренней структуры власти в России, то подписание договоренностей еще раз подтвердило: главнее все-таки — Владимир Путин. Именно премьер проводил самые сложные переговоры с премьер-министром Украины; именно он в ночь с субботы на воскресенье заключил сделку, и именно он появился на телеэкранах страны и объявил об этом. Внутри страны это на руку Путину — население снова видит в нем сильного лидера, способного добиваться того, чего он хочет. Стремление Украины вступить в НАТО и ее жестко прозападная позиция разгневали в России многих, кто в Украине видит не суверенную нацию, а одну из частей ядра Советского Союза; с точки зрения российской общественности, Путин правильно делает, что выступает жестко против Киева и вынуждает его делать то, на чем настаивает Москва.

В 2000—2008 годах, когда Путин был президентом, сама возможность отдать переговоры по такому важному соглашению премьер-министру была бы немыслимой, тем более — возможность для премьера самому, без президента, публично объявить об этом. Дмитрию Медведеву досталась «вторая скрипка» — председательство на субботнем «саммите стран — потребителей газа» в Кремле, который все страны ЕС, кроме Словакии и Чехии, бойкотировали и который не принес ощутимых результатов.

Судя по всему, на основных переговорах с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко Медведев не присутствовал, несмотря на то, что, по идее, он, как бывший председатель совета директоров «Газпрома», лучше любого другого политика разбирается в ситуации. Итак, нынешние события еще раз подтвердили: в российском дуумвирате Медведев — младший.

УКРАИНА получила удар огромной силы по своей репутации в Евросоюзе. В долгосрочной перспективе Киев хочет вступить в ЕС, но то, как он вступил в драку с Россией из-за цен на газ, явно не уделив внимания изучению потенциальных последствий для поставок топлива европейским потребителям, друзей на Западе ему не добавило. Его главный аргумент — «мы не можем платить по европейским ценам» — вряд ли вызовет у кого-либо сочувствие, потому что соседи Украины в большинстве своем уже платят за газ именно европейские цены, да и сама Украина, по нынешней версии соглашения, со следующего года должна будет платить столько же.

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, четко нацелившаяся на победу в президентской гонке, которая состоится в Украине через год, показала, что она может договариваться с Москвой — опять же, если нынешние договоренности останутся в силе. По крайней мере, одну уступку — 20-процентную скидку для Украины на этот год — она выговорила. Однако обеспечит ли эта сделка ее политическое будущее в великой битве с действующим Президентом Украины Виктором Ющенко — это еще вопрос, ведь указанная в ней цена гораздо выше, чем та, которую Киеву предлагали в прошлом году. Впрочем, Ющенко, чей рейтинг внутри страны уже опустился до катастрофического уровня, может потерять симпатии за границей за то, что занимал в споре с Москвой исключительно жесткие позиции и не сделал никаких видимых шагов к тому, чтобы договориться.

Майкл СТОТТ (Michael STOTT),
(Reuters, Великобритания, 19 января), ИноСМИ.Ru

КОММЕНТАРИИ

Сергей ЕРМИЛОВ, директор Института проблем экологии и энергосбережения, экс-министр по вопросам топлива и энергетики:

— Сначала были одни потери с обеих сторон. Но разные люди ставят разные ориентиры в оценке эффективности достигнутых договоренностей. Для одних цена газа — лучший показатель, а я считаю, что самый эффективный показатель — прекращение коррупционных схем и ликвидация политической составляющей в будущих газовых переговорах. Премьер-министры обеих стран провели хороший диалог, благодаря которому дальнейшие украинско-российские отношения будут улучшаться. Что касается цены голубого топлива на 2009 год, то Украина получила исторический шанс перейти на европейскую цену в условиях уменьшения мировой цены на нефтепродукты. Средняя стоимость природного газа для Украины по итогам 2009 года может быть даже меньше, чем ее прогнозировали в предыдущих договоренностях (менее $235 за тысячу метров кубических). С учетом 20%-й скидки страна может быть даже в лучших условиях, чем другие потребители российского топлива.

Александр ТОДИЙЧУК, эксперт по газовым вопросам, член Альянса «Новая энергия Украины», президент Киевского международного энергетического клуба:

— Проиграли все. Как Украина, так и Россия с ЕС... Хотя «генератором таких идей» была Россия. Экономика Украины очень пострадает — это поняло. Но через такие страдания мы можем прийти на качественно новый уровень энергопотребления, уровень диверсификации, начнем активнее избегать зависимости от газа. Сейчас же в нашем балансе газовая составляющая — около 50%. В других странах это 8%, 9%, 15%, но не 50%... Украина могла бы уменьшить потребление газа на 20—25 миллионов кубометров за три—пять лет. Также думаю, что главное, что должна сделать Украина, — это найти общий язык с Европейским Союзом, чтобы Россия продавала газ на восточной границе, полностью адаптировать к европейским стандартам свое газовое хозяйство...

Эти переговоры я считаю в целом неудачными. Но в этой ситуации продолжать противостояние было бы также не верно.

Борис КУШНИРУК, независимый экономический эксперт:

— Чтобы делать определенные выводы, в первую очередь следует знать:

— каким образом рассчитывается так называемая европейская цена на газ, потому что, как хорошо известно, нет какой-то единой, четко определенной формулы ценообразования, которая применяется в соглашениях между «Газпромом» и его западными потребителями;

— сколько планируется покупать газа в поквартальном разрезе, учитывая, что НАК «Нафтогаз» скорее всего нуждается в первом квартале только в «технологическом» газе, необходимом для прокачки транзитного газа европейским потребителям;

— сколько «Газпром» планирует прокачивать газа через территорию Украины в поквартальном разрезе;

— будет ли осуществляться предоплата за транзит газа и за газ, который будет покупаться для украинских потребителей;

— останется ли в системе продажи газа украинским потребителям в 2009 году дочернее предприятие «Газпрома», и если так, то какой общий объем газа оно сможет продавать в 2009 году украинским потребителям;

— какими будут тарифы для хранения газа в украинских газохранилищах для «Газпрома» и будет ли разрешено «Газпрому» продавать «РосУкрЭнерго» газ, который будет находиться там (этот вопрос связан с очень низкими тарифами на хранение газа для «РосУкрЭнерго» в соответствии с соглашениями, заключенными еще в 2004 году);

— сможет ли НАК «Нафтогаз» продавать какие-то объемы газа за пределы Украины, и если да, то каковы условия и объемы этих продаж и не появится ли там еще какая-то посредническая компания, через которую НАК «Нафтогаз» будет вынужден продавать газ за пределы Украины;

— есть ли договоренность о сроках заключения соглашений на поставку газа в Украину и транзита газа через территорию Украины, начиная с 2010 года, и есть ли обязательство России подписать долгосрочные соглашения;

— есть ли договоренность о привлечении независимой западной компании и представителей Евросоюза для согласования формул, которые будут применяться для определения цены на газ и тарифов для транзита и хранения газа, который будет поставляться европейским потребителям...

Владимир САПРЫКИН, директор энергетических программ Центра им. Разумкова:

— Пока рано делать какие-то предварительные выводы. Эксперты не увидели реальных цифр, и никто не знает, сколько долларов будет платить Украина за газ. Я бы не спешил говорить о победителях и побежденных. В газовом споре никто не выиграл. Вопрос в другом: все ли проиграли? Без окончательных цифр и подписанных соглашений делать экономический анализ договоренностей нельзя.

Владимир ОМЕЛЬЧЕНКО, ведущий эксперт энергетических программ Центра им. Разумкова:

— По результатам переговоров стороны получили главное — переход на газовую формулу. Еще в прошлом году Центр им. Разумкова называл единственным способом нормализации украинско-российских отношений формульный подход, не зависящий от личных предпочтений. Чтобы осознать это, к сожалению, понадобился газовый конфликт. Все ровно стороны пришли к формуле. «Газпром» не уступил ни одного цента, отстаивая свои интересы, и 20%-я скидка означает переведение доходов из кармана «Укртрансгаза» в карман украинских предприятий. Чтобы сохранить газовый паритет, следует как можно быстрее подписать газовые контракты по образцу тех, которые «Газпром» подписывает с нефтегазовыми компаниями в Европе. Нынешние договоренности для украинских предприятий, конечно, жесткая посадка. Но цена более $350 прогнозируется только на первый квартал, а во втором и третьем она уменьшится. Среднегодовая цена газа для Украины будет не намного больше, чем в 2008 году. Но язык ультиматумов в украинско-российских отношениях постепенно исчезнет, а вместо него придет рыночный диалог.

Марек СИВЕЦ, вице-президент Европейского парламента:

— Недавно в Европейском парламенте были представлены позиции России и Украины. Если вы спросите меня, знаю ли я после этого представления, кто виноват, кто прав, то я отвечу, что не знаю. Я не могу с уверенностью сказать, кто спровоцировал этот конфликт. Нет сомнений, что Россия использует сложную мировую экономическую ситуацию, а также использует газ с целью дестабилизировать ситуацию в Украине, испортить ее отношения с остальными странами. С другой стороны, Украина ведет свою игру. Она не может доказать мировому сообществу, что является надежным партнером, что может ответственно подойти к задаче транспортировки газа. Я думаю, это не лучшим образом характеризирует Украину в международных отношениях. Европе нужно более внимательно приглядываться к этим обеим странам, строить с ними более ответственные отношения.

Александр КОКЫШ, белорусский журналист:

— Запад в таких ситуациях должен вести себя взвешенно, не принимать решений сгоряча. Ключевую роль здесь играют заключения экспертов, а не заявления политиков. Мне кажется, что западным странам нужно работать над тем, чтобы существовала альтернатива. Один — это монополист, что для любого дела не очень хорошо. Зацикливаться на чем-то одном является не самым эффективным и целесообразным в современном мире. Что касается России и Украины, то им нужно думать над тем, чтобы все было закреплено юридически. Кстати, белорусские телеканалы на этот раз говорят о российско-украинском газовом конфликте неоднозначно, они не говорят, как раньше, что виновата исключительно Украина. У нас подаются аргументы как с одной, так и с другой стороны.

Лауринас ЗИОНАВИЧЮС, латвийский политолог:

— Первый вывод, который должна сделать Европа — ей необходимо более активно включаться в решение проблем подобного характера, принимать практичные решения и поменьше говорить. Второй вывод: Европе нужно строить более эффективные отношения с Россией, поскольку, пока таких отношений не будет, мы не сможем вести конструктивный диалог. В какой-то мере Европейский Союз ответственен за то, что делает Россия. С другой стороны, Европейский Союз должен быть более ответственным за Украину, больше уделять ей времени. Нужно признать, что Украина до сих пор не является надежным партнером. Газ, от которого зависит ЕС, идет через территорию этой страны, поэтому Евросоюзу нужно более внимательно приглядываться к Украине, нужно помогать ей проводить внутренние реформы, особенно антикоррупционные.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать