Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сектор «Тени»

Бурное развитие технологий свидетельствует о том, что укротить движение бизнеса в серую зону будет все сложнее
20 июня, 19:22
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

«В 2018 году в Украине зафиксирован самый низкий уровень теневой экономики за последние 11 лет — 30% от ВВП. Это на 10% ниже, чем в 2015 году», — заявил недавно вице-премьер-министр Степан Кубив. Можно дискутировать относительно целесообразности сравнения именно с 2015 годом — ведь в 2014—2015 годах экономику Украины «накрыл» мощный кризис, который сопровождался «погружением в тень» деятельности многих субъектов ведения хозяйства. Поэтому уровень теневой экономики в 2015 году был аномально высоким, следовательно, вряд ли он является вполне корректной базой для сравнения. В этой колонке — о том, как сейчас нам бороться с теневой экономикой и к чему готовиться в будущем.

Что является причинами достаточно высокого уровня теневой экономики в нашей стране? Коррупция, избыточная государственная регуляция в сфере разрешительной деятельности, достаточно высокие налоги, от которых бизнес стремится «уйти в тень», достаточно большая налоговая и другая нагрузка на оплату труда, что подталкивает бизнес выплачивать зарплаты в конвертах.

В прошлом году было опубликовано исследование о теневой экономике, проведенное Л.Мединой и Ф.Шнайдером под эгидой МВФ, — «ShadowEconomiesaroundtheWorld: whatdidwelearnoverlast 20 years?» https://www.imf.org/./shadow-economies-around-the-world-wha. years-45583. Изучение теневой экономики было проведено на основе использования статистических данных 158 стран за 1991—2015 годы (кстати, уровень теневой экономики Украины в 2015 году был оценен в 45%, что выше оценки МЕРТ Украины за тот год на 5 процентных пунктов). Этот труд дает возможность сделать несколько полезных выводов о том, как нам в данный момент противостоять теневой экономике.

Снижение части теневого сектора в ВВП — тяжелый процесс, который может не только тормозиться, но и возвращаться назад. Так, в Южной Корее за 1991-2015 годы часть теневой экономики существенно снизилась — с 29% до 20%, но происходило это неравномерно, были периоды и ее роста. На примере Южной Кореи видно, что повышение и снижение части теневого сектора были связаны с фазами экономического цикла — на подъеме экономики, через увеличение официального спроса на рабочую силу, происходило сокращение теневой занятости. Обратная зависимость наблюдалась в периоды экономического спада. Размеры теневой хозяйственной активности в Южной Корее росли в период азиатского финансового кризиса конца 1990-х годов и в 2008—2009 годах под воздействием мирового финансово-экономического кризиса.

Какой вывод из этого можно сделать? А вывод очень простой: если мы сможем обеспечить стабильные темпы экономического роста, то уровень теневой экономики в Украине будет постепенно снижаться. Собственно говоря, на это указывает и сопоставление данных о динамике ВВП Украины и уровнях теневой экономики за последние 4 года. Но, как показывает практика, уже почти 28 лет независимость Украины, экономическая динамика у нас — функция от ситуации на мировых рынках сырья и полуфабрикатов. Поэтому рецепт для обеспечения стабильных темпов роста — очень быстрое увеличение производства в Украине продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологических и инновационных товаров.

Между теневой экономикой и объемом наличного денежного оборота есть прямая зависимость — наличность в теневом обращении, вне банковской системы, подпитывает функционирование теневой экономики. Поэтому меры, которые делал Нацбанк относительно снижения разрешенной нормы расчетов наличными, сделали свой вклад в уменьшение уровня теневой экономики в нашей стране. Инициатива НБУ относительно снижения предельной суммы расчетов наличными субъектов ведения хозяйства с гражданами будет способствовать уменьшению уровня теневой экономики. Кстати, во избежание кривотолков хочу обратить внимание на то, что НБУ предлагает ограничить до 15 тыс. грн наличные расчеты доверенных лиц субъектов ведения хозяйства, которые получили деньги под отчет, и обязать субъекты ведения хозяйства при снятии наличных со счетов предоставлять по запросу банку подтверждающие документы о наличных расчетах. То есть предельная сумма наличных расчетов физических лиц с субъектами ведения хозяйства в размере до 50 тыс. грн пока останется без изменений.

Давайте ответим на вопрос: часто ли мы требуем чек в торговой точке при покупке того или иного товара? Будем честны: отнюдь не всегда. Но и государство нас к этому не стимулирует. Но есть простые и действенные способы. В Литве для борьбы с теневым оборотом в торговле решили с этого года проводить «чековую лотерею». Имеются в виду чеки кассовых аппаратов, которые выдаются при покупке товаров и услуг. Сумма покупки должна быть не менее 5 евро. Каждый житель страны может зарегистрировать сколько угодно чеков, их регистрация проводится через интернет. В ежемесячном розыгрыше — один приз в 10 тыс. евро, три приза в 5 тыс. евро и 50 призов по 100 евро. Будет проводиться и годовой розыгрыш: один приз в 20 тыс. евро, четыре приза по 10 тыс. евро и пять призов по 2 тыс. евро. Через чековую лотерею государство планирует снизить удельный вес теневой экономики — покупатели станут требовать чеки, ведь благодаря этим чекам можно будет выиграть денежные призы. У торговцев сократится теневой оборот торговли, они будут платить больше налогов. Также у торговцев будет меньше неучтенной наличности, и им сложнее будет выплачивать зарплаты в конвертах. Латвия — не первая в этом контексте. В Европе чековые лотереи проводятся в Польше, Португалии, Хорватии и Грузии. Причем в Португалии разыгрываются даже автомобили. Чем не пример для Украины?

Я не буду перечислять те факторы, которые называют общепринятыми для борьбы с теневой экономикой, вы о них многократно читали. Скажу лишь, что по-настоящему эффективным является сочетание повышения расходов для теневой деятельности со снижением расходов для деятельности легальной. И если команда Президента видит применение либертарианских методов в снижении расходов для легальной хозяйственной деятельности — это я решительно поддерживаю.

Теперь о проблеме, которая будет ключевой уже в достаточно близкой перспективе для всего мира. Теневая экономика включает теневой рынок труда, размеры которого прямо коррелируют с размерами теневой экономики. Так, в соответствии с вышеупомянутым исследованием, теневая занятость в Швеции составляла в среднем 4,2% рабочего времени, а в Польше — 27%. Эти показатели в целом соответствуют средним значениям части теневой занятости в их ВВП — 1,7% в Швеции и 24% в Польше (напомню, речь идет о средних цифрах за 1991—2015 годы).

Для сокращения уровня теневой экономики власть пытается смягчать налоговый груз, регулировать оборот наличности, усиливать те или иные формы контроля. Эти мероприятия могут быть успешными. Но есть проблемы, бороться с которыми будет все труднее с помощью существующего инструментария.

Судя по всему, в достаточно недалеком будущем именно рынок труда станет одним из основных источников теневой экономики. Причем ячейки неформальной занятости будут формироваться не в догоняющей Африке, не в бедных странах Латинской Америки или в наименее богатых государствах Европы, а в развитом цивилизованном мире.

Во-первых, в западных странах остро стоит проблема безработицы, особенно среди молодежи. Во-вторых, признанные профессионалы все чаще выбирают частичную занятость или фрилансерство. И те и другие ищут возможности — куда (или в случае с профессионалами — куда дополнительно к нынешней работе) можно применить свои знания, навыки и умения. И вот этих самых возможностей с каждым годом становится все больше — благодаря современным технологиям и новым сервисам, раздвигаются пределы шеринговой и бартерной экономики. А если прибавить к этому 3D-печать на дому и возможности, которые предоставляются криптовалютой, становится все проще создавать собственный продукт, продвигать и продавать его. И одновременно становится все труднее контролировать хозяйственную и финансовую деятельность людей со стороны государства.

Если в настоящий момент основным фактором, который формирует теневую экономику, выступает слабый или отсутствующий экономический рост и налоговые барьеры, то в будущем основным фактором формирования теневого сектора станет именно новая модель экономики. В высокоразвитых странах заметно растет число работающих самостоятельно (в том числе без официальной регистрации) с помощью возможностей, которые дают современные информационно-коммуникационные технологии.

Отмечается быстрое увеличение этой формы теневой занятости в странах Европы. Можно допустить, что последующая цифровизация экономик во всех странах повлияет на соотношение официального и теневого секторов. И Украина не будет исключением, а с учетом продвинутости нашей страны в информтехнологиях не исключаю, что новые формы теневой экономики начнут доминировать у нас раньше, чем мы допускаем. Это, конечно, не говорит о том, что в настоящий момент мы не должны задействовать мероприятия борьбы с нынешней формой теневой экономики (некоторые из них я описал).

Когда мы говорим о борьбе с теневой экономикой, нужно понимать: с чем мы в силах бороться, а с чем — нет. Полной победы в борьбе с теневой экономикой вряд ли удастся достичь. Идеального рецепта противодействия привычным проявлениям теневой экономики не найдено. А бурное развитие технологий — информационных, финансовых и производственных — говорит о том, что укротить движение «в тень», которое будет приобретать новые формы, будет все сложнее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать