Село: «Реанимация»
Чем немецкая философия сельского развития может пригодиться Украине?![](/sites/default/files/main/articles/19062018/9mit.jpg)
Идеология устойчивого развития сельских территорий стала ответом Европейского Союза на ряд вызовов, которые появились в конце 1980-х. Среди них запустение сельских поселений, загрязнение окружающей среды, утрата основ национальной идентичности, повышение спроса на чистую пищу и отдых на природе и т.п. Сообщество разработало общую стратегию, которую каждая из стран адаптировала в соответствии со своими социально-экономическими, демографическими и природными условиями. То есть страны могли усиливать стратегию устойчивого развития, но не опускать ее ниже установленных стандартов.
ЗАЛОГ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА
Германия относится к странам с особенно сильной политикой развития сельских территорий, которые можно взять за образец. В европейскую стратегию относительно этого вопроса они внесли свои национальные особенности — порядок, системность, плановость, обязательность, нацеленность на конкретные результаты. Достигли ли, чего хотели? В основном. Сегодня из 82,6 млн человек, 47 млн (больше половины!) проживает в сельской местности, хотя в сельскохозяйственном производстве принимает участие всего 1,4% процента сельского населения, в то же время 63% работают в сфере предоставления услуг (логистика, обслуживание, обучение), остальные задействованы в других отраслях. Сельские регионы превратились в двигатель энергетических реформ в Германии. В 2015 году часть возобновляемой энергии в общем потреблении электроэнергии составляла 13 процентов (из них 68% — биоэнергия и 14% — ветровая энергия). Сельская местность — любимая цель путешествий. Уровень зеленого туризма характеризуется 15,4 млн ночевок ежегодно в специально оборудованных для этого усадьбах. В сельских регионах концентрируются высокотехнологические предприятия. Например, фирма Bresserу Реде (Мюстерланд/ПРВ) — лидер рынка по производству телескопов, микроскопов, спортивной оптики и метеорологических станций, фирма MMG в Варене (Мюритц) — по изготовлению наибольших и самых современных гребных винтов для океанических судов. Однако мелкие предприятия все же преобладают.
В соответствии с уровнем населенности создана достаточная социальная инфраструктура — образовательные и медицинские учреждения, предприятия для предоставления услуг. Хотя перед этим немцам пришлось пережить неожиданный шок от территориальной реформы. «Сначала объединяются управления, потом закрываются школы, больницы, врачебные практики, аптеки, почтовые отделения, в последнюю очередь сельские пивные и в течение веков от одного поколения к другому передаваемые в наследство дворы», — написал в своем исследовании Данкварт Гуратч.
РАЗВИТИЕ СЕЛА — ЗАБОТА ВСЕХ ВЕДОМСТВ
Казалось бы, можно было почивать на лаврах, однако федеральный и земельные правительства постоянно держат руку на пульсе сельских территорий. Считается, что их состояние и равномерность развития являются залогом общественной сплоченности. В новейшем отчете Федерального правительства по состоянию Немецкого единства за 2017 год подчеркивается важность преодоления региональных структурных слабостей. А в Отчете Федерального правительства по развитию сельской местности ставится четкая задача: «Привлекательная сельская местность должна быть сохранена как самостоятельное пространство для жизни, ведения экономической деятельности, отдыха и как природное пространство, а также гарантия обеспечения и качества жизни людей. Гибкие решения должны находить поддержку не только с учетом демографических изменений. Инвестиции в промышленное хозяйство, постоянное землепользование, в проведение исследований и развитие, а также в транспортную, коммуникационную и снабженческую инфраструктуры должны улучшать перспективы сельской местности...»
Обращает на себя внимание то, что состояние Немецкого единства и развития сельских территорий находятся под постоянным исследованием. И по его итогам корректируется федеральная и местная политика. Какие ведомства занимаются развитием сельских территорий в Украине? Только одноименный департамент Минагрополитики, права и функции которого ограничиваются консультациями и сбором информации, а также Министерство инфраструктуры. Между тем, в органах власти Германии достигнут консенсус относительно того, что вызовы сельской местности должны преодолеваться с участием всех без исключения министерств и ведомств. Так, в Коалиционном соглашении партий CDU, Сsu и SPD с 2013 года было сформировано поручение приобщить к интегрированному развитию сельской местности ответственные ведомственные органы.
Под руководством Парламентского государственного секретаря при Федеральном министерстве продовольствия и сельского хозяйства Петера Блезера был создан Рабочий штаб «Сельское развитие», в состав которого вошли высокопоставленные должностные лица из всех ведомств. В свою очередь, этот штаб подчиняется Межминистерской рабочей группе «Сельская местность». Кроме того, был создан Совет экспертов по сельскому развитию, который готовит рекомендации по соответствующей политике. Так, осенью 2017 года этот Совет в своем экспертном выводе сформулировал восемь ключевых требований. В частности, орган рекомендует Федерации внедрить дерегуляцию для маленьких и средних предприятий, усилить коммунальное финансирование, утвердить Национальную стратегию оцифровывания.
Федеральный министр Шмидт подхватил рекомендации Совета экспертов и еще до выборов в бундестаг в сентябре 2017 года сформулировал Программу десяти пунктов относительно вызовов для сельской местности.
ВЫЗОВЫ
Приток иммигрантов приводит к тому, что в одних регионах численность сельского населения увеличивается, однако в экономически слабых уменьшается. Молодые люди в поисках более высокого заработка, лучшей инфраструктуры выезжают из села и больше не возвращаются. Отмечается уменьшение в отдельных регионах молодых женщин, которые, по мнению экспертов, имеют решающее значение для развития и стабилизации сельской местности, поскольку являются основой семейных структур и намного более активны, чем мужчины в общественных делах. Несмотря на экономическое благополучие и в целом высокую степень занятости, в Германии наряду с сильными регионами существуют структурно слабые, которые страдают от безработицы и эмиграции, сокращения или застоя экономики, низких доходов и слабого коммунального финансирования. Регионы, в которых уменьшается численность населения, пытаются путем предоставления дешевой земли под застройку привлечь новых жителей и предпринимателей. Это часто приводит к еще большему застою, запустению сел и конфликтам в землепользовании. С растущим уровнем старения населения увеличивается потребность в улучшении медицинского обеспечения и присмотра. Сельские врачи после выхода на пенсию часто не находят преемников, а больницы закрывают отделения, поскольку расходы в расчете на одного пациента растут в разы по сравнению с городскими. И в Германии, к сожалению, закрываются сельские школы, в которых численность учеников достигает критического уровня. Следовательно, растут требования к организации общественного транспорта, возникает потребность в создании маленьких школ с учебой продолжительнее учебного года.
ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ
Сельские территории Германии финансируются как минимум из четырех источников: бюджетов ЕС, Федерации, федеральных земель и собственных поступлений. Местные общины получают части от налогов на прибыль и оборот, кроме того, им полностью перечисляется промышленный и налог на землю, акциз, налог на землю и на предметы потребления (на роскошь).
Общая аграрная политика ЕС, которая реализуется с помощью Европейского сельскохозяйственного фонда для развития сельской местности (ELER), имеет два столпа. Первый содержит поддержку фермеров через прямые выплаты, второй — организация привлекательной жизни на сельских территориях. В течение 2014—2020 годов немецкое село должно получить 9,4 млрд евро из фонда ELER. К ним должны добавиться 4,7 млрд евро из федерального бюджета плюс 2,7 млрд евро из бюджетов земель. Так что сельские территории в целом в этот период должны получить 16,9 млрд евро, это приблизительно 2,4 млрд евро ежегодно.
Достаточно интересным является механизм поддержки из фонда ELER. Здесь применяется подход LEADER, согласно которому в регионах создаются локальные группы активности, которые разрабатывают региональные концепции развития. В Германии создан 321 LEADER-регион, что покрывает приблизительно две трети площади страны. Для обмена опытом и информацией проекты LEADER связаны между собой через национальную службу связи при Федеральном учреждении по вопросам сельского хозяйства и продовольствия, которое, в свою очередь, является составляющей Европейской сети развития сельской местности.
Авторы европейской системы сельского развития отмечают необходимость активного участия в этом местных общин.
«Подход «сверху вниз» сам по себе не будет работать, нужно применять подход: «снизу вверх», чтобы к этому процессу привлекались действующие лица на местах, которые будут принимать участие в процессах коммуникации. Это очень важная составляющая политики развития, — посоветовала руководитель Департамента сельского развития Федерального Министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии Антье Фрезе во время выступления на круглом столе, организованном немецко-украинским агрополитическим диалогом. — Речь идет об общественных объединениях, активности родителей в школах, добровольных пожарных частях. Есть много видов деятельности, которые делают сельскую местность привлекательной, и такие вещи должны признаваться государством и получать содействие. Важно также искать партнеров в соседних общинах, давать этим процессам научное сопровождение».
Выпуск газеты №:
№108, (2018)Section
Экономика