Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Северный поток-2»

Если в Европе ему не помешают, то Украина имеет право требовать компенсации, — эксперт
11 июля, 11:39
ФОТО REUTERS

Что нужно сделать, чтобы энергетика перестала быть оружием Кремля в газовой войне? Заместитель председателя Минэнергоугля Украины Наталия Бойко имеет на этот вопрос, казалось бы, довольно рассудительный ответ. Среди приоритетных задач она называет увеличение добычи газа в Украине, чтобы до 2020 года обеспечить собственные  потребности в этом виде топлива. Кроме того, по ее мнению, Украине в первую очередь нужно обеспечить выполнение домашнего задания — всех требований Третьего энергетического пакета и введения полноценного рынка газа.

«Тогда сможем свободно говорить с потенциальными инвесторами, предлагать им конкретные выходы на уже функционирующий рынок», — считает она и рассказывает, что сейчас рассматривается возможность использования украинских подземных газоубежищ как основы для создания газового хаба на территории Украины. При этом заместитель министра подчеркивает, что «Украина является сейчас надежным транзитером». Мы публикуем все данные, допускаем к себе мониторинговые комиссии, но мы четко понимаем, что нужно модернизировать ГТС».

Она также обращает внимание на важность продолжения переговоров как с Брюсселем, так и со США. «В этих условиях Украина вынуждена вести диалог и с российским «Газпромом», — добавляет она, — используя все имеющиеся юридические инструменты». «От эффективности использования международных площадок, таких как Энергетическая хартия, Энергетическое содружество, в конечном итоге будет зависеть тот результат, который мы получим», — убеждена Бойко.

Она также считает, что борьба с враждебной пропагандой в гибридной войне, которую ведет Россия против Украины, является делом не только одного Министерства информации. По ее мнению, к этому должно привлекаться и Минэнергоугля. «Это — публикация цифр, статистики, это иллюстрация имеющихся процессов. Только когда будем прозрачными и понятными для потенциальных инвесторов из ЕС и США, мы сможем получить ту поддержку, на которую рассчитываем», — уверена Бойко.

Ее сдержанность в отношении агрессора можно понять: «Нафтогаз Украины», хотя и на нейтральных площадках, но все же контактирует сегодня с «Газпромом» в рамках решения Стокгольмского арбитража. И при этом украинское министерство, естественно, не хочет раздражать монополиста, с которым, несмотря на войну, сидит за одним столом, а следовательно, так или иначе вынуждено искать какие-то компромиссы.

Бывший «танкист» (менеджер ТНК-ВР), а ныне один из интеллектуальных оппонентов Владимира Путина Илья Заславский, таких ограничений не имеет. Поэтому, излагая свой доклад  «Газовые игры Кремля в Европе: последствия для политики», эксперт фонда «Свободная Россия» отмечает: «Давая старт «Северному потоку-2», ЕС совершит акт политической шизофрении, фактически помогая усилению страны, политика которой призвана разрушить ЕС».

Что же касается Украины, то автор доклада побаивается, что запуск «Северного потока-2» «позволит Кремлю (опять) заставить Киев выпрашивать благоприятные тарифы на поставленный из России газ, что неминуемо приведет к политическим уступкам со стороны Украины». Однако Заславский считает, что существует еще более очевидный аргумент против этого газопровода. Он убежден, что «Газпром»  — один из основных источников дохода и рычагов международной политики Кремля. Заславский указывает, что «эта  компания субсидирует войны, которые Россия ведет в Украине и Сирии, и финансирует усилия Кремля по подрыву европейского единства».

«Я всегда напоминаю своим европейским коллегам, с чего начинается текст Энергетической стратегии России до 2020 года, утвержденной в 2003 году, — говорит президент Центра глобалистики «Стратегия ХХИ» Михаил Гончар и почти дословно цитирует: — Россия обладает значительными запасами энергетических ресурсов, мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базисом развития экономики и инструментом проведения внутренней и внешней политики. «Газпром» и «Роснефть» — это основные инструменты в руках Кремля».

Гончар не очень полагается на заявления эксперта RusEnergi Михаила Крутихина, который совсем недавно, по скайпу из Москвы, заверял, что существует еще какой-то другой, «хороший Газпром». По мнению Гончара, его главный менеджер  сидит в Кремле, это своеобразная «матрешка с коммерческим началом». Газовые и нефтяные компании играют ведущую роль в продвижении геостратегических интересов России, отмечает украинский эксперт. По его словам, все газовые кризисы практически являются сценариями, направленными не только против Украины, но и против Евросоюза.

Гончар считает, что в докладе Заславского не хватает определения и анализа термина «шредеризация», который хорошо характеризует то, что делает «Газпром», Россия и аффилированные с ними многочисленные европейские компании в швейцарском кантоне Цуг, где расположены все офисы газовых проектов, направленных в обход Украины. «Корень шредеризации европейского политикума и бизнеса, в силу специфики швейцарского законодательства, находятся именно там», — утверждает эксперт. «Именно оттуда, очень элегантным способом, осуществляется в Евросоюз не только экспорт газа, но и экспорт коррупции, к которому трудно докопаться, — убежден он. — Где-то там исчезают и российские бюджетные средства».

Гончар отмечает, что Украине важно не просто занимать негативную позицию относительно проекта «Северный поток-2». По его мнению, необходим скоординированный комплекс действий. А в Украине до сих пор нет внешней энергетической политики. Он считает, что нашему государству (и даже не вчера, а позавчера) следовало бы возобновить должность специального уполномоченного по энергетической безопасности. «Тем более в условиях, когда энергетический инструментарий используется против нас для ведения войны гибридного типа, — настаивает эксперт и добавляет: — Возможно, по должности это может быть вице-премьер, как это было когда-то».

«Мы должны жестко ставить перед Брюсселем или Берлином вопрос, — предлагает Гончар, — или «Северного потока-2» не будет, потому что он не только противоречит интересам Украины и Польши, но и наносит конкретный вред в 2 миллиарда долларов. Поэтому, если вы все-таки хотите его («Северный поток-2») совместно с Россией строить, то компенсируйте нам потери». «Я думаю, что такое требование остудит некоторые горячие немецкие головы», — убежден президент Центра глобалистики.

«Сейчас много разговоров о роли СНБО, который должен был бы поднять весь перечень соответствующих вопросов, — соглашается с Гончаром Наталия Бойко, — хотелось бы иметь четкий вектор от нее, и это, конечно, касается и внешней энергетической политики». Она напоминает, что в свое время благодаря заместителю МИД Елене Зеркаль перед Евросоюзом был поднят вопрос о том, почему с Украиной не проведены консультации, прежде чем принимать решение относительно газопровода «Опал».

По ее словам, в ответ было услышано много «красивых» аргументов относительно того, почему это нас не касается. Так же затрагивался вопрос и о «Северном потоке-2». Сейчас в Евросоюзе, рассказывает Бойко, специфический этап по получению мандата на переговоры с «Газпромом» по этому вопросу.

«Мы за этим пристально следим, — заверяет заместитель министра, — при каждой встрече об этом говорим. Последний раз я была на заседании комитета Украина — ЕС... но на мой длинный и вдохновенный спич о «Турецком потоке» и «Нордстрим-2» и энергобезопасности услышала короткую реплику: у ЕС есть понимание, насколько Украина важный стратегический транзитер».

P.S. «Отдельно хочу поблагодарить за наше сотрудничество в энергетической сфере. Ее очень важным участком является недопущение строительства политического проекта «Северный поток-2», и я очень благодарен нашим американским партнерам за очень четкую эффективную и последовательную позицию по недопущению реализации этого глубоко заполитизированного проекта», — сказал в воскресенье в Киеве Президент Украины  Петр Порошенко в ходе встречи с государственным секретарем США Рексом Тиллерсоном.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать