«Сгущенная» конкуренция
Большинство продукции на рынке — фальсификат, предупреждают общественные организацииЧетыре из шести образцов отечественной сгущенки — вовсе ею не являются. К таким выводам пришел научно-исследовательский центр независимых экспертиз «Тест». Эта общественная организация тестировала сгущенку и в прошлом году — тогда четыре производителя из девяти подмешивали в свой продукт вместо молока растительные жиры. И грешили они не 2-5% растительного жира, а 90-95% продукта составляли растительные компоненты. В этом году, как отмечает президент центра независимых экспертиз Валентин Безрукий, ситуация только ухудшилась...
В новом тестировании сгущенку дополнительно проверили на содержание красителей и сахарозаменителей. В трех образцах были обнаружены красители, а также диоксид титана, который используется в красках. «Диоксид титана — белый пигмент, разрешенный к применению в Украине. Только в сгущенке ему делать нечего, ведь натуральное коровье молоко само по себе белое, его отбеливать не нужно. Другое дело, если продукт изготовлен из соевого молока, которое имеет сероватый оттенок. Или же с использованием сыворотки, ее естественный цвет желтоватый или зеленоватый», — поясняет Безрукий.
Производители за год не только не стали более добросовестными, и не учли замечаний к их продуктам, но стали еще больше экономить на производстве этого сладкого товара и на ингредиентах к нему. Дело в кризисе или же просто в желании удешевить свою продукцию, в Тесте ответить не готовы.
— Делают производители в большинстве своем откровенный фальсификат, — заявляет президент центра потребительских экспертиз. А потребители за это платят столько, сколько должна стоит настоящая сгущенка, изготовлена исключительно из молока и сахара, как этого требует ДСТУ («державний стандарт України»). Ведь все тестированные образцы указывают на этикетках товара, что производят его именно по этому нормативу.
Не стоит надеяться, что показателем качества сгущенки может служить ее цена. Две разные сгущенки отличаются по цене только в шесть копеек (за сто грамм этого лакомства придется выложить 2,49 и 2,43 гривни соответственно). Зато одна из них настоящая сгущенка, а вторая — только фальсификат, в котором более 81% немолочных жиров.
Для сгущенки на растительном жире следовало бы придумать новое название, полагают в «Тесте». Оно должно быть схожее на привычное, но не сильно вводить потребителя в заблуждение. А пока такого названия не придумали и не ввели, то немолочная сгущенка, которая на прилавках магазинов продается как молочная, заслуживает внимания Антимонопольного комитета Украины.
— Мы решили усложнить жизнь производителей тем, что передадим эти данные в Антимонопольный комитет. Поводом для того, чтобы возбудить дело в контексте недобросовестных изготовителей, будет факт недобросовестной конкуренции, — сообщил Валентин Безрукий.
Ведь все производители должны изготавливать продукцию по одинаковым техническим нормам. Недобросовестный же производитель удешевляет ее стоимость, а продает практически по той же цене, что и качественный товар.
«В интернете предлагаются системы для изготовления сгущенного молока без варки, то есть просто смешиваете продукты и получаете сгущенное молоко, — рассказывает Безрукий. — Как вы понимаете, при отсутствии технологических процессов стоимость товара очень сильно снижается».
Выпуск газеты №:
№140, (2009)Section
Экономика