Шантаж «температурными» коэффициентами
Как потребителям противостоять произволу облгазов?Эпопея с начислениями так называемых температурных газовых коэффициентов получила новый поворот. Теперь потребителям выставляют сомнительные долги задним числом — аж с 2015 года. Но дописывают их только клиентам, которые решили сменить поставщика газа.
Напомним, что дело «температурных» коэффициентов является топ-темой в жилищно-коммунальной сфере с 2018 года и уже успела дойти до Верховного Суда. 22 сентября этого года Большая Палата Верховного Суда рассмотрит дело, чтобы суды Украины одинаково применяли нормы права в делах о газовых коэффициентах.
Началось все с физики: в зависимости от сезона газ меняет объем — сжимается или расширяется. Эта физическая особенность учтена независимым регулятором — Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) в тарифе облгазов. Однако с 2018 года облгазы жалуются, что их тариф по доставке газа слишком низкий и умножают показатели счетчиков украинцев на «температурные» коэффициенты.
Против такой практики выступают и регулятор, и потребители. «Сжатие газа» уже заложено в тариф, поэтому бытовые потребители должны платить сугубо по счетчику. Именно это сейчас доказывают в судах против облгазов.
А тем временем в информационно-консультационный центр ГазПравда поступает все больше сообщений о начислении «температурных» коэффициентов именно при смене поставщика.
Показательно, что людям выставляют долг задним числом, с 2015 года, хотя саму кампанию по применению коэффициентов облгазы начали только с осени 2018 года.
В случае смены поставщика потребителям пытаются добавить еще 3 года задолженности, которая не была указана в предыдущих счетах. При этом людям угрожают отключением газоснабжения в случае неуплаты этого долга.
Такие случаи учащаются, констатируют в «Газопоставляющей компании «Нафтогаз України». Клиенты, которые перешли в компанию после старта рынка газа, говорят о настоящем шантаже со стороны облгазов.
Например, в Полтаве газовики пришли к потребителю с неожиданной проверкой. Объяснили: пришли, потому что клиент сменил поставщика газа. В итоге нашлись «претензии» к счетчику газа, который раньше ставили эти же газовики. Человеку выдвинули ультиматум: или он возвращается обратно в их газсбыт, или придется решать проблемы со счетчиком. В конце концов, прибор забрали.
«Мы уже проинформировали НКРЭКУ о таких случаях. Надеюсь, что регулятор оперативно отреагирует. Потому что такие действия — явно за пределами конкуренции, — отметил директор «Газопоставляющей компании « Нафтогаз України» Максим Рабинович. — Людям фактически нарисовали несуществующие долги».
Регулятор отмечает: потребители должны быть защищены. В то же время добавляют: жалоб на действия поставщиков хватает.
«Мы рассматриваем очень много жалоб и обращений потребителей, связанных с начислениями за потребленный природный газ, со сверкой показаний счетчика, с проверкой платежек, которые выставляют поставщики — правильно или неправильно выставили счета. Мы, как регулятор, будем контролировать, и нам тоже очень интересно понаблюдать, как будут вести себя участники рынка и поставщики», — заявила членкиня НКРЭКУ Оксана Кривенко во время вебинара «Запуск розничного рынка газа: чего ждать потребителям?».
И случаев шантажа со стороны газсбытов и облгазов все больше. Чтобы защититься от произвола, специалисты советуют фиксировать нарушения и отправлять претензии и жалобы поставщикам, в уполномоченные государственные органы и суд.
«Если Вы получили финальный счет от предыдущего поставщика и увидели суммы, которых не было ранее, немедленно обратитесь в контакт-центр экс-поставщика газа по телефону или электронной почте. Необходимо получить разъяснения: за что именно и за какой период вам начислен долг. Оплатите только ту сумму, с которой согласны. Далее нужно отправить поставщику газа претензию о незаконности указанных начислений с требованием проведения перерасчета, — рекомендует координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети «Опора» Татьяна Бойко. — Если поставщик не решит проблему и не сделает перерасчет, необходимо отправлять жалобы в НКРЭКУ и Госпродпотребслужбу. Наконец, свои права можно защитить в суде».
Образцы соответствующих заявлений можно найти на сайте информационно-консультационного центра ГазПравда.
Специалисты отмечают: любые преграды при смене поставщика газа нарушают права потребителей. Ведь с запуском рынка газа люди имеют возможность выбирать себе газопоставляющую компанию.
«Потребитель может менять себе поставщика газа так же часто, как он покупает хлеб в разных магазинах — хоть каждый день. Но расчетный период — месяц, поэтому хоть ежемесячно меняйте поставщика, если видите, где выгоднее предложения, это ничем не ограничено», — отмечает Оксана Кривенко.
Следовательно, компании вынуждены конкурировать за потребителей ценой и качеством услуг. В этом — главная суть реформы. И антиконкурентные действия некоторых газсбытов и облгазов ее искривляют.
Выпуск газеты №:
№175, (2020)Section
Экономика