Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Скелеты» приватизационного «шкафа»

Претендентам на покупку Одесского припортового завода угрожают судами
22 июня, 10:43
ФОТО С САЙТА YUZHNY.IN.UA

Немногим более месяца осталось до конкурса по продаже одного из крупнейших украинских производителей химической продукции — Одесского припортового завода. Заместитель главы Фонда госимущества Украины Андрей Гайдуцкий недавно сообщил, что после того, как 13 июня было официально объявлено о продаже завода, две компании из Европы и Латинской Америки заинтересовались покупкой госпакета из 99,6% уставного фонда предприятия.

Два инвестора — это, конечно, не десять и даже не пять, хотя нельзя исключить, что через месяц тех, кто интересуется покупкой ОПЗ, будет гораздо больше. Почему же Гайдуцкий поспешил выступить перед журналистами с таким заявлением именно сейчас? А ларчик-то открывается просто. Как сообщалось, условия конкурса предусматривают, что он состоится лишь в том случае, если в нем будут участвовать не менее двух соискателей, причем один из них обязательно должен быть нерезидентом Украины. А тут интерес проявили сразу два потенциальных инвестора, и оба — нерезиденты. Следовательно, конкурсу быть!

Впрочем, и в нашей стране есть серьезные силы, стремящиеся подешевле заполучить это перспективное предприятие в собственность. И конкурс им ни к чему. Он им принципиально не нужен хотя бы потому, что они его уже проходили. Напомним, аналогичный аукцион проводился почти семь лет тому назад — 29 сентября 2009 года и даже демонстрировался в прямом телеэфире. В нем приняли участие три компании — «Азот-Сервис» (Россия, заявка на участие была от имени ООО «СИБУР»), «Фрунзе-Флора» и «Нортима». Выиграла его «Нортима», которую связывают с известным украинским бизнесменом, экс-губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским.

И теперь, как пишет УНИАН, фирма Коломойского угрожает нынешним претендентам на приватизацию ОПЗ судами. Она расценивает даже намерение возможных соперников участвовать в повторном конкурсе как посягательство на имущество компании. В заявлении директора «Нортимы» Геннадия Подгорнова указывается: «Повторное выставление на продажу пакета акций ОПЗ, который по праву должен принадлежать «Нортиме», является, мягко говоря, спорным, и будет оспариваться нами до тех пор, пока не будут исчерпаны все доступные нам механизмы международно-правовой защиты наших прав». Любые действия по приобретению акций ОПЗ, право на которые было «похищено у «Нортимы», грозит соперникам Подгорнов, будет расцениваться компанией как попытка приобретения «похищенного» имущества.

Директор разъясняет, что, в соответствии с правилами проведения конкурса, после произнесенных лицитатором слов: «Три. Продано» его компания (и это вся страна видела в прямом эфире) стала победителем проведенного ФГИ аукциона по продаже 99,567% акций ОПЗ, предложив за этот пакет наибольшую цену — пять миллиардов гривен, или 624 миллиона долларов. (Теперь ФГИУ выставил за ОПЗ стартовую цену в 13,175 миллиарда гривен, или $521 миллион по нынешнему курсу.)

Потом конкурсная комиссия, как отмечает Подгорный, отказалась подписывать договор купли-продажи из-за давления тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко, которую не устроило, что победила в конкурсе украинская компания «Нортима», а не компания «Азот-Сервис», входившая в российскую бизнес-группу «СИБУР». «Мы уверены, что коррупционные действия высшего руководства Украины по лишению «Нортимы» права на 99,567% ОПЗ имеют признаки уголовного преступления, и намерены добиваться уголовного преследования всех лиц, виновных в похищении у «Нортимы» права на ОПЗ, включая тех, кто осознанно или по незнанию посягает на то, что по праву принадлежит нам», — настаивает Подгорнов.

«День» пытался выяснить у экспертов, что движет «Нортимой» и ее руководством, и как ее заявление может отразиться на итогах конкурса. Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров считает, что говорить об этом равносильно гаданию на кофейной гуще. По его словам, юристы Коломойского весьма искусны в подобных тяжбах, но в данном случае решающее значение будут иметь не правовые или экономические аргументы, а большая украинская политика.

Экс-глава Фонда госимущества Украины Александр Рябченко подчеркивает, что никакого сюрприза «Нортима» не преподнесла. Он напоминает, что она уже вела судебные процессы по этому делу против Украины. Их результат известен. Вместе с тем он уверен, что продать «гладко» такой объект, как ОПЗ, вряд ли удастся. «Судебные иски, — по его словам, — будут неизбежно. Но такие уважаемые в мире суды, как Лондонский или Стокгольмский, быстро свои решения не принимают». — «А то, что «Нортима» будет как-то оспаривать результаты конкурса 2009 года, и так просто в сторону не отойдет — это ожидалось, — добавляет Рябченко. — Вопрос в том, как конкретно будет действовать «НОРТИМА» и что будет происходить на судебном поле».

При этом экс-глава ФГИУ не предполагает, что потенциальные инвесторы испугаются угроз «Нортимы». Ведь, по его словам, речь идет о приходе в Украину известных мировых компаний, которые имеют большой опыт участия в конкурсах, где зачастую складывается высококонкурентная и даже не совсем корректная обстановка. «Заявление «Нортимы» само по себе не будет иметь влияния на решение об участии или не участии в конкурсе потенциальных инвесторов, — считает Рябченко. — В отличие от зарубежных, украинские суды могут быстро принять решение. Так что состоится или не состоится конкурс, будет зависеть от их постановлений или определений. Но в том случае, если какой-либо украинский суд решит приостановить конкурс до выяснения каких-то обстоятельств, то это может повлиять на инвесторов. Правда, вопрос еще и в том, какая цель у «Нортимы». Я предполагаю, что она состоит не только в том, чтобы приостановить конкурс, мне кажется, она гораздо глубже».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать