Схватка в забое
Два машиностроительных завода Донбасса сошлись в споре за право поставлять проходческий комбайн МинуглепромуСразу после распада Союза отечественная угольная промышленность ощутила нехватку легких проходческих комбайнов, которые выпускались по разработке московского ЦНИИподземмаша Копейским заводом в России. Донецкому институту «Донгипроуглемаш» (он ранее был специализирован в разработке техники для особо прочных горных пород) тогдашним украинским Госкомитетом по углю был выдан соответствующий творческий заказ. Надо сказать, что с поручением донецкие конструкторы справились буквально в считанные месяцы, хотя и «превысили полномочия», негласно переведя проектируемую машину из разряда легких — в средний класс (вес 30—35 тонн, прохождение выработок по породам крепостью до 6 единиц по шкале Протодьяконова). Расчет, как пояснил заместитель директора института по науке Валерий Васильев, был простой: в среднем потребность эксплуатационников в машинах среднего класса составляет до 60% от общих закупок, и если получается «за те же деньги» (то есть, заметно не превышая габаритов и, само собой, ценовых рамок легкого класса) создать более мощную машину — то, вроде бы, и Бог в помощь.
Одно было нехорошо в складывающейся ситуации: «просто» средний проходческий комбайн в Украине на тот момент уже имелся: «звали» его 4ПП-2М, выпускал данную машину (причем, уже на протяжении ряда лет) Ясиноватский машиностроительный завод (ЯМЗ).
В.Васильев утверждает, что данное обстоятельство и послужило причиной отказа, когда специалисты НИИ пришли на ЯМЗ с предложением запустить новую машину в экспериментальную серию. В конце концов, после долгих и непростых поисков, в качестве производителя был избран Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ).
В советский период НКМЗ «по оборонке» выпускал комплекс т. н. штурмовых машин для гражданской обороны, и у этих бронированных монстров повышенной проходимости, способных разгребать радиоактивные завалы и преодолевать бездорожье, в принципе, оказалось немало общего с подземной шахтерской техникой. В связи с хроническим отсутствием новых заказов от военных машиностроители охотно взялись за выпуск непривычной для них продукции.
Сегодня на НКМЗ заканчивается реализация «стартового» проекта производства проходческих машин П110, предусматривающего выпуск примерно 40 комбайнов. Часть из них уже реализована шахтам региона, в основном на условиях «как получится» (бартер, а также взаимозачеты по НДС, плате за потребленную электроэнергию и т. п.). На 10 комплектов машин пообещал госзаказ премьер В. Пустовойтенко во время последнего визита в регион, судьба еще нескольких должна решиться после недавней выставки «Уголь-98».
В итоге, по оценкам независимых экспертов, в нише отечественного рынка проходческой техники сложилась ситуация острой конкуренции, весьма необычная для «расслабленной» экономики Украины. С одной стороны, имеется ясиноватский комбайн
4ПП-2М, идеально «вылизанный» технологически почти за два десятилетия производства, но в силу того же почтенного возраста, как считают оппоненты, практически исчерпавший резервы дальнейшей модернизации. И есть машина П-110 («Донгипроуглемаш»-НКМЗ). В числе ее минусов, — ряд «сыроватых» узлов, что вполне нормально для любой новинки, а также относительно высокая стоимость — как родовое наследие оборонного производства. (Хотя в целом, по свидетельству участников выставки «Уголь-98», комбайн П-110 во много раз дешевле западных аналогов). В числе отмечаемых плюсов — такие прогрессивные решения, как выносной пульт управления, позволяющий удалить машиниста из наиболее некомфортной зоны непосредственно у забоя, удачная, компактная компоновка, устойчивость на любом грунте и мощные «пылеотсосы», вызвавшие настоящий фурор у собравшихся на донецкую экспозицию грандов мирового угольного машиностроения.
Собственно, рыночная ниша средних проходческих комбайнов не просто узка, а чрезвычайно узка: потребности отечественного углепрома на нынешний год оцениваются едва в 50—60 единиц такой техники. Казалось бы, стоит ли «обедня», устроенная предприятиями-«земляками», тех свечей...
Однако на Ясиноватском машзаводе наверняка учитывают, что НКМЗ в ближайшее время намерен развернуть свою удачно стартовавшую новинку в конструктивный ряд, создав на базе среднего П-110 сначала тяжелый, а затем и сверхтяжелый комбайны для разрушения супертвердых горных пород. Кроме того, ЯМЗ традиционно был силен своими экспортными связями, нарабатывавшимися десятилетиями, еще в советский период. Сегодня 4ПП-2М стабильно покупают компании из стран третьего мира, имеющих свою горнорудную промышленность, и этот «золотой фонд» ясиноватские машиностроители, разумеется, не хотели бы ставить на кон.
Ныне ситуация пребывает в состоянии неустойчивого равновесия. По сообщению директора ЯМЗ Виктора Трубчанина, его завод сейчас ударно «раскручивает» собственную новую модель среднего комбайна КСП-32, что в принципе можно расценить как положительный итог возникшего рыночного противостояния. Новокраматорцы же активно напоминают Киеву об обещанном госзаказе, и последнее не лишено смысла — с учетом ставки, которую делает Президент на крупный директорат Донбасса в будущих выборах («завод заводов» НКМЗ по количеству потенциальных избирателей многократно превышает ЯМЗ). Тут арифметика простая.
Донецк
Выпуск газеты №:
№192, (1998)Section
Экономика