Слишком богатые, чтобы беречь?
Советский подход к природе как к неисчерпаемой системе мешает украинскому бизнесу стать действительно эффективным. В то время как представительства иностранных компаний уже оценили наш «экокапитал»
13 декабря команда ученых из Криворожского ботанического сада и Института проблем природопользования и экологии НАН Украины в городе Днепропетровск может стать победителем первого уникального международного экологического конкурса. Проект, который разработали украинские ученые — «Создание транспортабельных центров биомногообразия в Желтокаменском карьере (Днепропетровская область)» — уже занял первое место на национальном этапе. Поэтому менее чем через месяц ученые поедут в Германию представлять Украину на финальном этапе международных соревнований.
В 2011 году транснациональная компания HeidelbergCement (представительство компании работает в Украине) мировой лидер по производству нерудных строительных материалов объявила конкурс The Quarry Life Award, ориентированный на поддержку и развитие биологического многообразия в карьерах компании. За шесть месяцев полевых работ студенты и исследователи развили и протестировали на практике свои идеи. Как заметили некоторые из них, такая возможность — это уже большое достижение этого конкурса. Ведь ныне прикладная наука финансируется государством не слишком хорошо. Поэтому часто идеи ученых так и остаются в теории.
80 участников из 18 стран мира. И Украина, по словам организаторов, активнейшая страна. 20 (!) проектов послали на конкурс украинцы. Все исследовали три карьера в Восточной и Центральной Украине: Желтокаменский (Днепропетровская область), Ольшанский (Киевская область) и карьер «Основной» (Донецкая область). В финал вышли пять проектных предложений. Они и разделили призовой фонд локального этапа конкурса. Команда-победитель получила 5000 евро. «Серебряный» призер — проект «Ботаническая оценка и мониторинг территорий горных разработок» от группы научных сотрудников Донецкого ботанического сада — 3000 евро. «Бронзу» (1500 евро) разделили проекты «Природное восстановление растительного покрова с целью последующего озеленения нарушенных земель» (группы преподавателей и сотрудников Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого и Приазовского национального природного парка) и «Ольшанский гранитный карьер — от техногенных экосистем до квазиприродных» (группы преподавателей и студентов ОНЦ «Институт биологии» Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, кафедра биологии).
А что дальше? Будут ли реализованы прогрессивные идеи украинских ученых и почувствуют ли улучшение территории разоренных карьеров неизвестно. На вопрос «Дня» руководитель жюри и председатель правления HeidelbergCement Украина Карел Оклештек заметил, что специалисты компании еще будут изучать такую возможность.
Очевидно, то, что компании, да еще и иностранные, демонстрируют свое небезразличие к науке и экологии страны, в которой они работают, — позитивно и очень важно. Хотя и досадно, что, потратившись на организацию конкурса, денежные премии участникам и шикарную церемонию награждения, не побеспокоились о судьбе проектов, которые они отобрали. Ведь, невзирая на всю свою прогрессивность и гениальность, они могут так и не увидеть жизни.
«День» обратился к экологам, чтобы узнать, насколько активно крупные промышленные предприятия заботятся о возобновлении использованных ресурсов. Владимир БОРЕЙКО, директор Киевского эколого-культурного центра, очерчивает ситуацию более чем критически. «Я не могу сказать, что в этом направлении вообще что-то делается. Я достаточно прохладно отношусь к нашему бизнесу, потому что там, куда он пришел, нет места биомногообразию, природе, да и человеку там жить трудно», — говорит эксперт.
Поэтому на самом деле конкурс, проведенный компанией HeidelbergCement, удивил экологов и вызвал ряд вопросов, в частности и о том, будет ли действительно хотя бы один проект воплощен в жизнь, или же компания просто решила собрать «репутационные бонусы». «Подобные конкурсы, а тем более реальное сотрудничество предприятия с экологами и научными работниками, происходят крайне редко, можно сказать, практически не происходят. Хотя должны были бы. Большие промышленные предприятия нарушают территорию на ландшафтно-геологическом уровне: роют карьеры, разрывают горы, создают терриконы и тому подобное. И все это практически не возобновляется», — рассказывает эксперт Национального экологического центра Украины Игорь СИРЕНКО.
По мнению бывшего министра экологии Ивана Зайца, есть три причины, по которым промышленность не сотрудничает с экологами и научными работниками относительно возобновления использованных ресурсов. «Во-первых, при власти в Украине находятся люди еще советской «закваски» и с коммунистическими практиками. В те времена природные ресурсы цены не имели, а сама природа рассматривалась как неисчерпаемая система. Во-вторых, отсутствует мощное экологическое образование, в то время как традиционная система природоуважения, присущая украинской культуре, воспитанию и менталитету — разрушена. А третья причина имеет тактический характер. Наше законодательство очень либерализовалось относительно таких проблем — сегодня целостная система экологического законодательства, имевшая в основе доктрину устойчивого развития, — разрушена», — подытоживает он.
Специалисты отмечают: экологическая ответственность, это прежде всего репутационные преимущества. Однако она может дать и более материальные бонусы для бизнеса. «Сегодня, в эпоху глобализации и безграничной информационной сети, эффективность любой деятельности должна измеряться комплексно. Она должна включать в себя экономический, социальный и экологический компоненты. Нельзя быть успешным и перспективным предприятием, имея хорошие экономические показатели, но стремительно уничтожая природу», — объясняет Иван Заец. Игорь Сиренко придерживается такого же мнения: «Если твой бизнес нарушает экосистему, то об успехе не может быть и речи».
Украинские бизнесмены — это бизнесмены в первом поколении, которые находятся на этапе накопления капитала, а потому не думают ни о чем другом, отмечают экологи. «Для того чтобы предприниматели что-то делали, должны существовать экономические преференции, например, снижение налогов», — считает Игорь Сиренко. А в целом, подчеркивает эксперт, нужно повышать экологическое сознание, начиная с детского садика и младших классов.
«Экологическое мышление рождается в сотрудничестве бизнеса, общественности и власти. А подобного диалога в Украине нет. Следует понимать, что мы живем в эпоху, когда природную среду лимитирует развитие человеческой цивилизации, поэтому обращаться с природным капиталом нужно так же, как и с любым другим ограниченным ресурсом: рачительно использовать и инвестировать средства в его восстановление и приумножение», — подчеркивает Заец. А Владимир Борейко видит выход из ситуации в ощутимых штрафах. «Чтобы заставить бизнес работать на экологию, его нужно штрафовать. Только так можно чего-нибудь достичь», — подытоживает эколог.
А в Центре «Развитие корпоративной социальной ответственности бизнеса» отмечают, что экологи торопятся с выводами. На самом деле в Украине есть компании, понимающие свою ответственность перед средой, в которой работают. Подтверждением этому является многотысячная выставка социальных и экологических проектов по CSR MarketPlace, которую несколько лет подряд проводит ЦРКСО в партнерстве с компанией ДТЭК. «Мы полностью осознаем, что долгосрочное развитие бизнеса возможно лишь при условии развития общества, повышения качества жизни людей. На территории присутствия компаний ДТЭК проживает около 15% украинцев, и все они требуют качественного и доступного медицинского обслуживания, комфортных и безопасных условий труда и чистого воздуха. Именно поэтому мы поддерживаем профильные мероприятия в сфере стабильного развития и корпоративной социальной ответственности, делимся опытом и своими наработками. Внедрение принципов стабильного развития необходимо для любой динамически развивающейся страны, и ведущий бизнес, такой как ДТЭК, должен быть своего рода примером и драйвером популяризации этих идей», — убежден директор по внешним связям ДТЭК Александр ТОЛКАЧ.
Поэтому если еще кто-то из бизнесменов в нашем глобализованном информационном обществе считает, что можно платить хорошую заработную плату, посадить работника за красивый стол, дать ему современную технику, и этого достаточно, чтобы он преданно и долго работал, то он глубоко ошибается. В сегодняшнем мире конкурируют уже не компании, а страны. Речь идет об уровне организации жизни, инфраструктуре, и, прежде всего, состоянии окружающей среды. Ведь от экологии напрямую зависит здоровье человека. Очевидно, что образованный специалист с опытом работы и знанием иностранного языка (одним словом — мечта для работодателя), читая статистику о катастрофическом состоянии окружающей среды страны, в которой работает (например, в результате загрязнения атмосферного воздуха канцерогенный риск в 2009 году достиг 6,4—13,7 случаев онкологических заболеваний на одну тысячу человек, что значительно превышает международные показатели риска), задумается над сменой страны для жизни, рождения детей, воспитания внуков. Еще в 2004 году на Конференции министров окружающей среды Европы в Будапеште Украина была названа среди стран экологической депопуляции населения. За это время десятки городов на промышленном Востоке страны уже ощутили последствия этого «диагноза». И бизнес местный тоже: рабочие места созданы, а работать некому.
Выпуск газеты №:
№212, (2012)Section
Экономика