«Слон» на глиняных ногах
Без прибыли от транзита «Нафтогаз» превратится в полного банкрота, — аудиторы![](/sites/default/files/main/articles/28112017/_kr_0587.jpg)
Доживет ли до своего тридцатилетия детище Игоря Бакая «Нафтогаз Украины», созданное им в 1991 году? С каждым новым днем ответить на этот вопрос положительно становится все труднее. Простые люди, не так уж сильно разбирающиеся в том, является ли эта компания монополистом или нет, точно знают, что платят ей деньги за газ, а также и за тепло, несоразмерные с их зарплатой.
В ПУХ И ПРАХ
И чем ближе к очередным выбором, тем больше такое отношение избирателей передается руководству государства. Глава исполнительной власти и вообще, если внимательно читать Конституцию, первый человек страны — премьер-министр Владимир Гройсман — на очередном заседании правительства в прошлую среду разнес «Нафтогаз», как говорится, в пух и прах. Премьер подчеркнул, что реформа этого госхолдинга началась еще в 2014 году, но прогресса до сих пор нет. У премьера есть этому объяснение: «Была неэффективно построена работа внутри компании».
«Нам нужно сделать полноценный рынок, — подчеркивает Гройсман, — Где у нас международные компании? Время от времени они появляются, но очень медленно, поскольку у нас на сегодняшний день есть монстр в виде монополиста НАК «Нафтогаз Украины». Премьер также напоминает, что до сих пор не проведено разделение функций добычи, транспортировки и продажи газа (андбандлинг) непосредственно в «Нафтогазе» и ставит непростые задачи. В соответствии с ними «Нафтогазу» следует «добывать украинский газ и поставлять его для потребностей как населения, так и теплокоммунэнерго и бизнеса. Следующая цель — экспортировать газ: продавать его и получать в Украину валюту, создавать десятки тысяч рабочих мест, обеспечить стабильную работу транзитной системы».
«ТРЕЛИ» КОШЕЛЬКОВ
Тем не менее «Нафтогаз» без конца рапортует о своих успехах, словно бы у него совсем не те задачи, которые сформулировал Гройсман, а нужен лишь выигрыш в соревновании по самопиару. Так, пресс-служба компании недавно сообщила, что в период с января по октябрь «Нафтогаз» уплатил в бюджет 94,6 миллиарда гривен, и это около 15% всех поступлений казны. «Нафтогаз» остается крупнейшим плательщиком налогов в Украине. Так пытаются парировать в группе руководителей НАК, называющих почему-то теперь свою компанию тоже группой, упреки премьера...
Но простой человек, услышав очередную трель самовосхваления, доносящуюся из здания по улице Хмельницкого, не может не задать традиционный вопрос: откуда дровишки? Ответ: из наших же кошельков.
Месяц назад «Нафтогаз» опубликовал ценовые предложения на природный газ, которые будут действовать с 1 декабря 2017 г. для промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования. По сравнению с ценами на ноябрь этого года, в декабре цены увеличены на 2,3—2,4%. Минимальная цена за тысячу кубометров газа, отпускаемого на условиях предоплаты, составит 9019,2 гривен. Между тем ранее сообщалось, что в ноябре цена газа для промышленности по сравнению с октябрем выросла на 7,5%. И понятно, что промышленность перекладывает подорожавший газ на плечи потребителей... Не потому ли осенью у нас так рванула (до 15%) годовая инфляция потребительских цен?
МИФЫ НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ
Группа руководителей «Нафтогаза» сегодня больше напоминает кружок графоманов, во всю трубящих о своей гениальности. На некоторых людей с такими же зарплатами, как у членов группы, эта пропаганда действует. Вот как оценивает работу руководства холдинга заместитель главы Нацбанка Украины Олег Чурий: «Нафтогаз» фактически превратился в нормальную коммерческую компанию, которая планирует свою ликвидность, обслуживание долгов и другие показатели, и это не влияет на рынок».
Мифотворчество об эффективности руководства «Нафтогаза» держится на двух «слонах», у которых, тем не менее, глиняные ноги. Первый: в 2016 году компания впервые за пять лет получила 26,5 миллиарда гривен чистой прибыли. Второй: с 2016 года она превратилась из получателя бюджетной помощи в донора бюджета.
Но так ли это на самом деле? В открытых источниках и отчетах аудиторов можно найти и другие данные. Если прирост доходов от реализации газа за 2016 год составил 49% (с 66,9 миллиарда до 99,5 миллиарда гривен), то дебиторская задолженность за этот же год выросла в 248 раз (с 0,1 миллиарда до 26,5 миллиарда гривен). А общая кредиторская задолженность за проданный газ за три последних года выросла на 25,7 миллиарда гривен (в 1,5 раза) и достигла 77,7 миллиарда. При этом оплата газа денежными средствами непосредственно населением и предприятиями теплокоммунэнерго в условиях роста тарифа в два раза существенно сократилась, отмечает в своем анализе итогов работы НАН «Нафтогаз Украины» аудиторская компания Grant thornton.
За три последних года «компания-донор», тем не менее, получила финансирование из госбюджета на 216,6 миллиарда гривен. Непосредственно потребители бюджетной социальной сферы заплатили 27,8 миллиардов. Но за это время закупочная стоимость газа для социальной сферы составила всего 162,8 миллиарда гривен. Не сложно подсчитать, что в результате необоснованные расходы бюджета на «Нафтогаз Украины» за 2014—2016 годы достигли 81,6 миллиарда гривен (216,6 +27,8 — 162,8), подчеркивают аудиторы.
Кроме того, за три года «Нафтогаз» увеличил свои обязательства по кредитам и облигациям, гарантированным государствм, в 2,6 раза до 17,5 миллиарда гривен. При этом, несмотря на бюджетную поддержку, превышавшую реальную потребность в ней на 81,6 миллиарда гривен, основная кредиторская задолженность компании за этот период не сократилась, а выросла на 46,5 миллиарда гривен.
В связи с этим аудиторы приходят к выводу, что за последние три года «Нафтогаз» необоснованно переложил все свои обязательства по оплате природного газа перед поставщиками и по уплате налогов и кредитов на государственный бюджет, допустив при этом еще и непозволительный прирост дебиторской и кредиторской задолженностей.
ДОЧКИ-КОРМИЛИЦЫ
В СМИ очень часто можно встретить победные рапорты «Нафтогаза» о небывалом росте транзита газа, идущего из РФ в страны Европы. Но проблема в том, что этот рост был обусловлен главным образом тем, что Украина отказалась покупать газ непосредственно у российского «Газпрома» и приобретала тот же российский газ по реверсу у европейских компаний.
Что будет после 2019 года, когда кончается срок действующего контракта на транзит газа? В этом сегодня нет ясности. Как известно, российская сторона активно продвигает строительство альтернативных маршрутов в обход Украины. При этом одним из главных аргументов «Газпрома» (кроме общеизвестных политических мотивов), к которому не могут не прислушиваться в странах Европы и, главным образом, в Германии, являются постоянные заявления руководства «Нафтогаза» о том, что действующая ставка оплаты транзита российского газа через территорию Украины занижена в разы и должна составлять по крайней мере $5,1 за транзит 1000 кубометров газа на 100 километров.
В результате, как отмечают многие эксперты, российская сторона получила возможность доказывать европейским партнерам целесообразность обходных маршрутов, как более надежных и дешевых. Эксперты и, в частности, бывший директор «Нафтогаза» по финансовым вопросам Ярослав Диковицкий, обращают внимание и на проблемы внутреннего транзита газа, осуществляемого ПАО «Укртрансгаз». В последние три года деятельность этой компании, вследствие управленческих решений «Нафтогаза», стала убыточной, отмечает эксперт. В 2016 году объем отсроченных налогов «Укртрансгаза» достиг 71,9 миллиарда гривен, что почти в два раза больше годовых доходов предприятия.
Эти убытки используются группой из «Нафтогаза» для обоснования пересмотра тарифов на транспортировку газа внутри страны. Более того, за 2016 год, вследствие неподачи «Нафтогазом» номинаций на часть объемов газа, потребляемого теплокоммунэнерго, «Нафтогаз» (Диковицкий употребляет слово искусственно, но можно также сказать искусно) переложил свою потенциальную дебиторскую задолженность на «Укртрансгаз», что в дальнейшем приведет к росту убытков этого предприятия.
Не лучшим образом складываются и отношения «Нафтогаза» с еще одной его дочкой — ПАО «Укртрансгаз». В 2016 году чистый доход этого крупнейшего в Украине газодобывающего предприятия вырос на 18,8 миллиарда гривен. Но на столько же увеличилась и дебиторская задолженность перед ним «Нафтогаза» за газ собственной добычи. В результате капитальные инвестиции «Укргазвыдобування» в наращивание добычи составили лишь 5,7 миллиарда гривен при наличии их источников на 20,7 миллиарда, отмечают в Grant thornton.
КТО И ПОЧЕМУ СРЫВАЕТ АНБАНДЛИНГ?
В своих выводах аудиторы также подчеркивают, что экономические «достижения» «Нафтогаза» в действительности базируются на двух факторах (в начале материала «День» использовал метафору «слоны на глиняных ногах»). Первый фактор — это рекордное повышение цен на газ для населения. Второй — выделение 41 миллиарда гривен на государственные субсидии.
В то же время аудиторы Grant thornton отмечают, что изучение консолидированной отчетности «Нафтогаза» показывает, что в сфере своей уставной деятельности он является убыточным, а прибыль получена им за счет деятельности дочерних компаний, к которой руководство «Нафтогаза» не имеет прямого отношения. Без прибыли от транзита «Нафтогаз», несмотря на «рыночную» цену газа для населения, превратится в полного банкрота с убытками в 7 миллиардов гривен, прогнозируют аудиторы. Так что анбандлинг ему на самом деле совершенно не нужен и не выгоден. Это, по мнению аудиторов, сегодня понимают все, в том числе и международные институции.
Выпуск газеты №:
№215, (2017)Section
Экономика