Перейти к основному содержанию

Смазка для тепловозов… и для власти

Без нее контракт о закупке локомотивов «не поехал бы» - предполагает эксперт
25 февраля, 18:58
Фото Николая Тимченко, «День»

В минувшую пятницу украинские власти наконец отреагировали на упреки железнодорожных профсоюзов в том, что подвижной состав в стране настолько устарел, что представляет опасность и для персонала дорог, и для пассажиров. В ряде случаев машинисты, в частности Кривого Рога, проводили так называемые итальянские забастовки и, ссылаясь на инструкции по безопасности движения, отказывались от поездок на неисправных, по их мнению, локомотивах.

Теперь у властей появился, вроде бы, аргумент, заставляющий замолчать профсоюзных активистов: мол, потерпите немного и сможете пересесть на новейшие американские тепловозы, с которыми в пути не будет никаких проблем.

ПАО "Укрзализныця" и компания GE (Дженерал электрик) Transportation заключили рамочное 15-летнее соглашение стоимостью около $1 миллиарда о партнерстве в обновлении и модернизации подвижного тягового состава. "Его первый этап предусматривает поставку в конце 2018 года и первом квартале 2019 года 30 грузовых дизельных локомотивов GE ТЭ33А c уровнем локализации 10%", – говорится в пресс-релизе "Укрзализныци".

Производство локомотивов должно стартовать в начале 2018 году в США, а поставки первых 30 тепловозов запланированы на осень. Это предусматривает договор купли-продажи между GE и Укрэксимбанком, гарантированный американской банковской группой Citi. Сделка оценивается в $140 миллионов, включая НДС. Когда американские тепловозы поступят в Украину, госбанк передаст их "Укрзализныце" в финансовый лизинг.

Рамочное соглашение предусматривает, что со временем уровень локализации будет доведен до 40%, а поставки локомотивов GE серии Evolution до 2034 года достигнут 225 штук. В рамках реализации соглашения в Украине должна быть также создана база для долгосрочного технического обслуживания тепловозов GE, где будут модернизированы 75 локомотивов из нынешнего парка "Укразализныци".

"Это очень важный день дня нас, для развития бизнеса и транспортной инфраструктуры", – подчеркнул Президент Украины Петр Порошенко, модерируя процедуру подписания документов. Он отметил, что недофинансирование "Укрзализныци" в течение многих лет стало фактором, тормозящим развитие украинской экономики. Финансирование проекта предусматривает, сообщил Президент, активное привлечение на первом этапе украинских банковских структур, на втором  - наших партнеров из Соединенных Штатов Америки.

"Очень быстро был подготовлен контракт на сумму $1 миллиард, - похвалил договорившиеся стороны гарант Конституции Украины, - Уверен, что это только первый шаг. Репутация GE очень высока: она приходит в те страны, где видит перспективы развития. Контракт – это признание того, что сделано, и доверие к тому, что мы хотим сделать".

"Соглашение, подписанное сегодня, расширяет нашу глобальную базу клиентов и является новым этапом стратегического партнерства с "Укрзализныцей", - отметил  президент и главный исполнительный директор GE Transportation Рафаэль Сантана. «Наше сотрудничество может служить катализатором привлечения международных инвестиций и ускорения экономического роста Украины», — спрогнозировал он.

По оценкам "Укрзализныци",  использование американских тепловозов позволит сократить расход дизельного топлива и смазочных материалов соответственно на 20% и 70%,  а также увеличить межремонтные периоды подвижного состава. Кроме того, будут снижены на 40% по сравнению с используемыми в настоящее время тепловозами 2ТЕ10 и 2ТЕ116 вредные выбросы.

Естественно, Президент Порошенко считает миллиардное соглашение своим успехом и даже победой. "История началась с моего визита в США в июне 2017 года. Мы договорились с президентом США Дональдом Трампом о сотрудничестве в нескольких сферах: обороны, энергетики, машиностроения, транспортном строительстве. Я пригласил компанию General Electric войти в Инвестиционный совет, и мы договорились о сотрудничестве между железной дорогой и General Electric, - сказал он и почему-то сослался на одно известное и одно несколько сомнительное обстоятельство:  - Репутация General Electric - очень высокая (в чем, действительно, сомневаться не приходится – Авт.). Компания приходит в те страны, где толерантность к коррупции нулевая". Вот это уже явный перебор, особенно по отношению к нашей стране.

Например, Денис Бигус, автор и ведущий канала «Наши гроши», считает что коррупция в Украине, как и в России, «не вызывает настоящего возмущения, и что толерантность к коррупции, что в Украине, что в России, на самом деле, очень высокая». Это высказывание можно бы отнести к субъективным. Но в стране существуют и объективные примеры, которыми фигурируют официальные антикоррупционные органы.

Достаточно сказать, что в тот же день, когда в Киеве подписывались упомянутые документы, Национальное агентство по предупреждению коррупции внесло предписание и. о. председателя правления ПАО "Укрзализныця" Евгению Кравцову. В нем отмечается, что в УЗ в рамках проверки были выявлены нарушения требований Закона Украины "О предотвращении коррупции", в частности, в компании так и не назначено лицо, ответственное за предотвращение коррупции. Не назначили и что из того?

А вот что: ни для кого не является тайной, что в истории с подписанием договора стоимостью в миллиард долларов США, автором которой, по-видимому, вправе считать себя Президент Порошенко, отсутствует такой обязательный согласно украинскому законодательству элемент, как открытый конкурс. В нем ведь могли бы принять участие и другие, не менее известные производители тепловозов, в частности, европейские. А если без конкурса, то что это, если не коррупция, причем самого высокого и по стоимости, и по исполнителям пошиба? И  как иначе можно это назвать? Тем более, что в СМИ уже появились данные, что Индия покупала у GE каждый тепловоз на два миллиона долларов дешевле, чем Украина.

При этом экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава вообще уверен, что Украине не имеет смысла покупать локомотивы за рубежом, поскольку в стране есть сотни тепловозов, ожидающих ремонта. Бывший заместитель министра инфраструктуры, руководитель направления «Инфраструктура» в Украинском институте будущего Владимир Шульмейстер,  несколько иного мнения.

Отвечая на вопросы «Дня», он подчеркнул, что электровозы и тепловозы стране однозначно нужны, хотя об инвестиции тут речь не идет. «Мы должны учитывать свои интересы, а не американцев, - сказал эксперт и  продолжил: - Деньги украинских компаний нужно направлять на развитие  отечественной экономики».

«Если Дженерал электрик или кто бы там ни было хочет что-то нам поставлять, то пусть открывает для этого здесь завод и делает максимальную локализацию продукции, - настаивает Шульмейстер и добавляет: - Сейчас Институт будущего, который я представляю, делает расчеты на эту тему.  Надеюсь, к среде мы их опубликуем со всеми цифрами. А пока я не знаю, почему мы покупаем локомотивы у того же производителя дороже, чем другие страны. В это надо вникать». Он отмечает, что в этом, «несомненно», может быть какая-то коррупционная составляющая.

«Коррупция, к сожалению, является смазкой текущей власти. И в принципе большинства наших политиков. Так что без смазки оно бы (соглашение о тепловозах) не поехало». За такую победу, как называют сделку по тепловозам в некоторых СМИ, по мнению Шульмейстера, «виновные должны садиться в тюрьму».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать