Снизу обреченность, сверху — бессилие
Реформирование сельского хозяйства на примере Волыни
Положение дел в сельском хозяйстве Волыни, как, по-видимому, и всей Украины, воистину катастрофическое. Еще никогда так не бывало, чтобы в октябре, когда миновали все сроки, озимых было посеяно только половину, на зябь вспахано только пятую часть отведенных площадей, а сахарная свекла из-за невероятно низких темпов сбора (ее копают преимущественно вручную) имеет все шансы остаться под снегом.
Визуальная причина этого — отсутствие горючего. Собственно, накануне осенних полевых работ никаких проблем с ним не предусматривалось: ГАК «Хлеб Украины» обещала через Дрогобычский нефтеперерабатывающий завод поставить в область 3 тыс. тонн солярки. На самом же деле компания фактически сорвала работу нефтепредприятия, ибо вместо занаряженных 126 тыс. тонн нефти доставила в Дрогобыч только 9,6 тыс. тонн. Этого маловато, даже чтобы просто запустить завод. Кто виноват — спрашивать наивно, ибо ГАК «Хлеб Украины» — не частная лавочка. Неужели государственные мужи не знали, что колхозам нужно собирать урожай и готовить почву под будущий?
Нераспорядительность правительства — это, однако, еще не вся проблема. Даже если бы горючее было, ОАО «Облагроснаб» той же таки Волыни не смогло бы его выкупить, ибо КСП в области задолжали поставщикам 1 млн. 281 тыс. грн. плюс 430 тыс. грн. за уже взятое под региональный контракт зерна горючее. Т.е. суть дела — в полной неплатежеспособности сельхозпредприятий. Они банкроты — вот что самое главное и что так упрямо замалчивается.
Верховная Рада стоит за то, чтобы дотировать продукцию полей и ферм, возобновить госзаказ на основные ее виды. Это политика брежневских времен. Не была она эффективной и никогда не будет. Село должно войти в рынок. Иллюзия? Нет. Есть в селе Пятидни Владимир-Волынского района агрофирма, которой руководит народный депутат Украины Валерий Диброва. Хозяйство рентабельное и никаких дотаций от государства не требует. Почему? Да потому, что руководитель этой агрофирмы — не председатель колхоза, а предприниматель. И хозяйство его — не колхоз, а «нормальное» предприятие, полностью адаптированное к рыночным (или так называемым рыночным) условиям. Таких хозяйств в Волынской области — только три процента от общего количества, но они уже есть. Почему же не стали такими все другие?
В значительной степени выяснить это удалось на сентябрьской сессии Волынского областного совета. «Мы вне закона, ибо в Конституции Украины даже не упоминается коллективная собственность!» — говорила с трибуны сессии депутат облсовета, председатель правления КСП им. Хмельницкого Рожищенского района Людмила Климишина.
Действительно, о коллективной собственность наша Конституция не упоминает. Потому что такой собственности не существует в природе. Коллективная собственность всегда была у нас разновидностью собственности государственной, такой она остается и до сих пор, невзирая на акционирование, паевание и т. д. Поэтому не удивительно, что прежде всего председатели колхозов требуют «приоритетного развития села», т. е. денежных инъекций, госзаказа на сельхозпродукцию, дешевого горючего и тому подобное. В подавляющем большинстве они не понимают, что советских «правил игры» больше не будет, нужно перестраиваться на совсем другие рельсы. Кто понял и перестроился, ныне уже работает с прибылью, доказывая, что это возможно даже в условиях нашего деформированного рынка. Другие — терпят крах и сетуют на реформы, вполне правильно называя их лжереформами. Эти «другие», собственно, и являются главным тормозом реформ на селе: в действительно реформированных хозяйствах они просто не смогли бы работать.
А что же областная власть? Среди ее депутатов — преимущественно те же председатели колхозов. Поэтому полпреды волынян дружно принимают обращение к Президенту Украины, Кабинету Министров и Верховной Раде, в котором говорится: «Не допустить продажи земли сельскохозяйственного назначения (за исключением дачных участков, огородов и тому подобное) и передачи ее в залог. Государственную политику в землепользовании ориентировать на использование больших массивов земли».
Чтобы поставить все точки над «і», нашли-таки «настоящих» виновников всех неурядиц — бизнесменов, которые еще в начале августа обещали завалить село дизтопливом, а теперь подняли цены так, что невозможно это горючее купить. К тому же в долг не дают, требуют «живые» деньги. Разве же частные нефтепоставщики виноваты, что гривня обвалилась? Они вынуждены поднимать цены, ибо не могут, как колхозы, работать себе в убыток.
Конечно, дисбаланс цен — серьезная проблема. Но нужно выяснить, кто же ее вызывает. Не те ли, кто формирует в государстве финансово-экономическую политику? Еще летом Президент Кучма успокаивал народ: «Не нужно бояться инфляции». Тем, что наверху, конечно, не нужно. А сельское производство именно из-за нее осталось без горючего. Из-за нее не соберут в этом году и урожай осенних культур. Тем более, что еще не все колхозы собрали выращенные зерновые, а это уже катастрофа.
Председатели колхозов, понятно, рассчитывают на списание всех долгов. Скорее всего, спишут — за счет заграничных кредитов. А что дальше? Новые долги и новые мольбы о помощи. Снизу — обреченность, сверху — бессилие...
Выпуск газеты №:
№196, (1998)Section
Экономика