Соглашение ОПЕК +
Инструмент «сломался» за день...Как и предполагалось («Нефтяной «Брестский мир», «День» № 68 за 14 апреля э.г.), соглашение нефтяных экспортеров ОПЕК и России об ограничении добычи нефти в мире, которое с таким трудом было достигнуто в минувшее воскресенье, не принесло результата.
Напомним, наш вывод заключался в том, что мировое потребление нефти из-за остановки транспорта и промышленности сократилось на 30-35 млн баррелей в сутки (на 30-35%), а по оценкам Дональда Трампа — так и на все 40%. И чтобы предотвратить разворачивание нового кризиса, мировая добыча нефти должна быть сокращена именно на 35-40%, то есть на 35 — 40 млн баррелей в сутки, тогда как реальное сокращение добычи в соответствии с соглашением составило всего десять миллионов баррелей в сутки, а это всего 10%. С таким же предположением выступили эксперты и российского «Форбс».
Как считают эксперты, сейчас даже цифра в 19—20 млн баррелей сокращения нефти не смогла бы «успокоить» нефтяной рынок. Так, сразу после сделки цена нефти Brent подскочила на 8%, но сразу после этого начала быстро снижаться, и уже утром Brent стоила $31,8 за баррель, то есть «подросла» меньше, чем даже на 1%. А через короткое время цена Brent на Лондонской бирже снизилась до 29,3 доллара за баррель, а WTI — даже до 20,4 доллара за баррель. Таким образом, мировой рынок нефти не верит в то, что Россия и страны ОПЕК смогут сократить ее добычу даже на условленные 10%.
Например, указано, что банк Goldman Sachs, который предсказал снижение цены на нефть до 20 долларов за баррель, назвал соглашение ОПЕК + «историческим, но недостаточным», как и предполагал «День». По мнению экспертов банка, фактическое снижение добычи нефти вместо оговоренных 10% может быть реально уменьшено не более чем на 4,3 млн баррелей. Банк предположил, что основные страны ОПЕК реально снизят добычу на все 100%, но они не верят, что добычу снизит Россия и другие страны.
Таким образом, соглашение, может, и предупредило значительный обвал цен, но реакция рынка показала, что политические соглашения, а особенно такие подозрительные, как пакт ОПЕК и России, сегодня имеют ограниченную действенность. Эксперты считают, что и нефть, а вместе с ней и российский рубль будут оставаться дешевыми до самого конца энергетического кризиса. Практика подтвердила этот вывод — новые торги банков показали, что рубль после сделки практически не укрепился и его курс повысился незаметно.
Мировое экспертное сообщество сегодня полно пессимистических настроений, и, видимо, небезосновательно. Так, апрельский доклад Международного энергетического агентства предрекает спад экономики до уровня 25-летней давности. Именно это предсказание и вызвало падение цены Brent до 28 долларов за баррель.
Более того, экономисты Международного валютного фонда дали название этому кризису — «Большой карантин» и сравнивают его с Великой депрессией, так как именно в этом году впервые с 1930-х годов ожидается падение экономики как развитых стран, так и развивающихся стран. По прогнозам МВФ, развитые страны потеряют 6-7% ВВП, а развивающиеся страны — 1-3%. Уровень жизни граждан при этом снизится в 170 странах.
Характерно, что этот прогноз совпадает с предсказанием российских экономистов, опубликованным в докладе «Коронакризис-2020» фонда «Либеральная миссия» под редакцией экономиста Кирилла Рогова. Очевидно, для успокоения политиков и своего президента авторы доклада просчитывали три сценария — оптимистический, умеренный и пессимистический. Но уже сейчас понятно, что реальная ситуация не будет развиваться ни по оптимистическому, ни по умеренному сценарию. А именно прогнозные параметры пессимистического сценария и совпадают с предсказаниями мировых экономистов. То есть: цена нефти — 24 долларов за баррель, обвал мировой экономики на 3,7%, а российской — на 8,6%, что больше, чем было во время кризиса 2009 года, когда падение экономики России составило 7,9%.
Почему же страны ОПЕК +, а также страны-экспортеры нефти из Африки и Южной Америки и США не смогли договориться о сокращении добычи более чем на 10%, все вместе — на 15%, чего оказалось недостаточно. Собственно, этот факт заставляет сегодня мировой нефтяной рынок едва тлеть вместо функционирования в полную силу. Мировые аналитики сегодня говорят о том, что виновата в этом неуступчивость России, которая сначала затормозила весь процесс переговоров, поскольку отказывалась вообще участвовать в сокращении, а затем была вынуждена пойти на него под давлением Саудовской Аравии и Дональда Трампа.
Мировые СМИ откровенно смеются над горе-переговорщиками. Эксперты сейчас говорят, что «Россия сама себе выстрелила в ногу», так как была вынуждена сократить добычу в четыре раза больше, чем ей было предложено сначала представителями Саудовской Аравии. В конце концов, эксперты и сейчас утверждают, что Россия будет подходить к сокращению «творчески», то есть, как и в прошлый раз, хитрить и пытаться не останавливать нефтяные скважины, а также вновь станет добиваться сокращения добычи сланцевой нефти в США. Именно по этой причине даже такой действенный инструмент международной экономики, как доверие участников рынка и джентльменские договоренности мировых экспортеров нефти для блага всего мира, оказался не надежным и был сломан всего за один день после подписания соглашения между ОПЕК и другими странами со всех континентов. Россия — не джентльмен. К сожалению.
Выпуск газеты №:
№71-72, (2020)Section
Экономика