Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Соревнование космических идей

В эти выходные прошел хакатон NASA Space Apps Challenge. Как это было в Киеве
22 октября, 19:20
Фото предоставлено организаторами NASA Space Apps Challenge Kyiv 2018

Инженеры, программисты, журналисты, дизайнеры, школьники, а главное — мечтатели из разных континентов разрабатывали свои идеи во время NASA Space Apps Challenge. В прошлом году в рамках хакатона прошло 187 событий, в которых приняли участие более 25 000 человек.

Участникам дают 48 часов, и за это время они должны подготовить концепт проекта, что решает один из челенджев, вызовов, который стоит перед инженерами и учеными самого известного космического агентства мира. Победители региональных этапов получают шанс посоревноваться на международном уровне и в итоге даже увидеть запуск ракеты NASA, как, кстати, было с авторами киевского проекта Mars Hopper в 2016-ом — этот концепт самолета на углекислом газе, который будет исследовать поверхность Марса, получил приз зрительских симпатий на мировом этапе.

ПОСТРОИТЬ, СПАСТИ, РАССКАЗАТЬ

В Киеве, где хакатон проходит третий раз, площадкой стали ангары Национального авиационного университета. Челенджи от NASA очень разные, поэтому найти себе задачу действительно мог каждый, кто интересуется космосом.

Например, можно было предложить идею инструмента для отслеживания международных запусков, датчика, который бы помог людям исследовать Марс, или автономного аппарата для анализа повреждений космических кораблей от микрометеороидов и космического мусора. Еще один вызов — помочь другим открыть для себя Землю. В частности, можно было создать арт-объект, используя данные NASA, или инструмент, который позволяет превращать космические изображения во что-то художественное. Другой вызов — показать, как космос может спасать жизнь уже сегодня. Например, предлагалось разработать приложение, которое позволяет выявлять пожары на ранних этапах и предупреждать о них людей, используя данные NASA. Или можно рассказать миру об астероиде Бенне, который NASA признала опасным для Земли и отправила к нему аппарат OSIRIS-REx — он должен доставить нам образцы почвы этого объекта, чтобы мы лучше его изучили (между прочим, название астероида, которое означает имя египетского бога в виде цапли, символа воскресенья, когда-то, во время специального конкурса, придумал школьник). И это только часть задач.

ДВОЕ СУТОК РАБОТЫ

В Киеве в этот раз зарегистрировалось более 200 участников, в финале свои проекты представили 25 команд.

«Для многих трендом до сих пор является колонизация Марса. Поэтому эти люди работают над проектами, направленными на исследование космоса, на то, чтобы выйти за пределы Земли и исследовать что-то там, — рассказывает Анна ПАНАСЮК, соорганизатор NASA Space Apps Challenge Kyiv 2018. — Впрочем, некоторые участники рассматривали вопрос, например, космического мусора. Кто-то разрабатывал идеи космических аппаратов, а кто-то — решения, больше связанные с действиями на Земле, то есть какими-то наблюдениями, анализом данных из спутников, которые можно использовать для бизнеса, в агросекторе и тому подобное».

Среди участников хакатона есть те, кто уже попробовал свои силы в прошлые годы. «Такие участники понимают, что нужно готовиться, они не отходят от стола, сидят за работой 24/7, пьют кофе и энергетики и кодят, — улыбается Анна. —  Среди тех, кто принимает участие впервые, кто-то подходит очень ответственно, кто-то еще немного не понимает формат».

11-класник Данил МЕДНИКОВ в прошлом году тоже принимал участие в хакатоне. Тогда команда представила TermWorm, словарь/энциклопедию, который должен объяснять научные и технологические термины, связанные с исследованием Земли, и так популяризировать науку, на локальном уровне проект получил награду People’s Choice и 17-е место в глобальном голосовании в этой категории. В этом году команда Данила предложила создать сайт, где было бы удобно отслеживать запуск ракет и заодно узнавать о них.

«Здесь должна быть простая информация, интересная каждому. Скажем, какой аппарат выводит NASA, что он будет делать на Марсе и как это поможет построить там в будущем колонию. И все это доступно для каждого, — объясняет Данил. — По-моему, этот проект имеет больше места для развития по сравнению с прошлогодним. Во-первых, это актуально, во-вторых, он достаточно самобытный, отличается от существующих аналогов. Отличается в первую очередь удобством. Если сейчас в Google вбить «Space calendar», «расписание космических полетов», то поиск выдаст старые и неудобные сайты, с большим объемом информации, кучей текста, без картинок. Воспринимать это сложно. Наш сайт совершенно простой и понятный, ты заходишь и сразу видишь, какие в ближайшее время запуски, есть, условно, картинка ракеты, которая должна выводить это».

ТРИ ЧАСА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Питчинг проектов длился почти три часа. Здесь понимаешь, насколько важно создать яркую презентацию, чтобы люди включались и реагировали. Кто-то очерчивал концепт, объясняя, на каких платформах можно воплотить идею, кто-то достаточно подробно описывал технические детали. Понятно, особенно запоминаются презентации, во время которых демонстрируют что-то, что можно подержать в руках или даже попробовать. Команда A-Cell Lab представила проект фотобиореактора, где бы выращивали цианобактерии носток. Эти микроорганизмы могут продуцировать кислород и перерабатывать углекислый газ, чтобы людям на Марсе было чем дышать, а также фиксировать азот, который понадобится для выращивания растений. Между прочим, носток употребляют в еду, например, в Японии, участники команды уверяют, что он еще и полезный, поэтому в конце презентации сами выпили из больших пробирок такой зеленый «коктейль».

Вообще длительность презентаций не усыпила внимание ни жюри, ни остальных участников хакатона. Порцию замечаний и вопросов получила каждая команда. Причем касались они не только технических, но и, например, этических вопросов. Так, вокруг проекта относительно контроля за поселениями беженцев, чтобы те не разрушали экосистему, даже возникла мини-дискуссия о том, не станет ли этот инструмент еще одной причиной ограничивать права людей, вынужденных покидать дома.

«НЕ БОЙТЕСЬ ДУМАТЬ О ЧЕМ-ТО ЗАПРЕДЕЛЬНОМ»

Локальное жюри избрало двух победителей, чьи проекты будут оценивать эксперты от NASA. Проект Neiraw должен помочь обнаруживать повреждения в космических аппаратах с помощью системы пьезоэлектрических датчиков и ультразвука. Команду натолкнули на такую идею присоски осьминогов и паутина (в одной из категорий NASA предлагала «подсматривать» решения у природы). На примере модуля Международной космической станции Columbus команда смоделировала, как такую разработку могли бы применить. Второй проект-победитель — ровер для исследований труднодоступных мест «Эней».

В ночь на 22 октября стало известно, кому достался приз зрительских симпатий (в действительности принять участие в интернет-голосовании могли все желающие, организаторы выложили презентации участников, чтобы люди ознакомились с их идеями). В этой категории победил проект приложения Invisible Horizons, которое должно помочь выявлять пожары как можно раньше, информировать об этом спасателей и предупреждать об опасности людей.

«Основная идея NASA — создать концепцию, — акцентирует Анна Панасюк. — Не факт, что каждый из проектов участников будет реалистичным, потому что 48 часов — действительно мало для  исследований, ведь, например, если речь о космическом корабле, нужно много математических расчетов. Главное, чтобы участники подготовили какую-то концепцию, исследовали что-то, заинтересовались космосом. Так популяризируют космос, это стимулирует к тому, что многие школьники потом поступают на инженерные специальности. А те, кто поступает на такие специальности, потом занимаются теми же обсчетами в NASA и тому подобное».

Во время объявления победителей члены жюри говорили, что было немало серьезных и интересных проектов. В то же время один из судей хакатона Федор ХОДЧЕНКО признался, что не хватает чего-то запредельного, о чем бы и не подумалось. «Все-таки космос — это мечта. Это не только о необходимости выживания, колонизации, не только о нехватке ресурсов или коммерческой перспективе. Космос — это о том, чтобы сделать что-то нереальное, — говорил Федор Ходченко. — Потому не бойтесь думать о чем-то запредельном. Вдруг оно окажется простым — только нужно найти решение».

Мечтатели, ждите новых вызовов от NASA!

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать