Справедливые и невыполнимые
Эксперт: Бесполезно требовать от власти больших пенсий, пока нет ни накопительной системы, ни доверия к ней![](/sites/default/files/main/articles/17032015/6img_0087.jpg)
В пятницу в Киеве прошел не очень большой, но, по всем признакам, антиправительственный митинг. Интересно, что почти все, кто о нем писал, не стали рассказывать о его лозунгах и целях, а сосредоточились исключительно на осуждении его якобы проплаченных участников и плативших организаторов. Митинг назвали фейковым, в доказательство чего приводились фотографии людей, безусловно, далеких от всякого лоска и приемлемого критикам дрес-кода. Один антимитингующий затесался в толпу и утверждал, что сумел получить «30 сребреников», которые даже сфотографировал.
Народный депутат Украины от «Народного фронта», советник главы МВД Антон Геращенко на антиправительственный митинг, естественно, не пошел. Хотя заранее знал и даже сообщил о нем в медиа. Одновременно он проинформировал о поданном им законопроекте, предусматривающем уголовную ответственность за подкуп участников массовых мероприятий общественно-политического характера. «Я инициировал, а мои помощники разработали проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс о признании факта организации проплаченных массовых акций преступлением, за которым должно следовать неотвратимое наказание!» — написал он в «Фейсбуке» в пятницу и выложил в соцсети проект своего закона.
В соответствии с ним за подкуп участника массового мероприятия будет светить штраф до 500 необлагаемых минимумов, арест до шести месяцев либо ограничение свободы до трех лет. За повторное такое преступление — штраф от 500 до 1000 необлагаемых минимумов, арест до шести месяцев либо ограничение свободы до пяти лет. Если же митинг, шествие и другие подобные массовые мероприятия привели к нарушению или остановке работы органов госвласти и местного самоуправления либо же были совершены организованной группой, тогда нужно готовиться к лишению свободы от двух до пяти лет.
Лидер фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко, как известно, также в свое время не просто служил, а даже возглавлял МВД. Тем не менее, он не стал чем-то угрожать митингующим, а попытался объяснить, чем вызваны возмутившие их действия власти, в частности, в пенсионной сфере. «Как и любой кредитор, МВФ хочет возвратить свои кредиты. Этому мешают две черные дыры украинского бюджета — 20 миллиардов дефицит Пенсионного фонда и 110 миллиардов «Нафтогаза», — рассказывал он «Украинской правде». — Поэтому мы были должны начать хотя бы минимальное сокращение расходов на работающих пенсионеров и перейти от субсидирования нефтегазовых дельцов в пользу адресных субсидий самым неимущим слоям населения». «...Если за это не проголосовать — на следующей неделе доллар будет стоить 150 гривен, и это — финансовый коллапс, ведущий к неизбежному экономическому и военному поражению», — объясняет народный депутат мотивы голосования своей фракции за законы из так называемого пакета МВФ. И действительно, если бы украинский финансовый рынок узнал, что Украина не получит кредита от МВФ, то остановить падение курса гривны было бы невозможно.
«Если говорить о законодательных изменениях, то они коснутся не более 700 тысяч человек, при том что у нас сегодня в целом почти 12,5 миллионов пенсионеров», — очень интересно успокаивал пострадавших в результате такой пенсионной «реформы» председатель правления Пенсионного фонда Алексей Зарудный. По его словам, изменения в пенсионном законодательстве позволят сэкономить полтора миллиарда гривен в год. С колокольни чиновника экономия — это важно, а 700 тысяч человек — сущий пустяк. Тем не менее, власть, похоже, не на шутку испугалась даже небольшого митинга. А если бы под Кабмин пришел хотя бы каждый второй из недовольных пенсионеров?
Первый президент Украины Леонид Кравчук подчеркивает, что власть очень болезненно воспринимает любую критику. «Они даже придумали философию, что критика — это какой-то бунт против власти. Какой бунт? — спрашивает он и советует: — Но останавливать критику нельзя, а она уже идет. Критика была, есть и будет». Более того, первый президент указывает, что власть необходимо «поставить на место», требовать от нее действий, а не слов, быть решительными и последовательными. В этом контексте очень хорошо прозвучала бы также фраза о том, что реформы должны делаться для людей, а не против них...
Увы, такой возможности не видит сегодня президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. Отмечая, что митингующие требовали от правительства мира, он говорит о его условиях и спрашивает: «Мир какой ценой? Проще всего было бы сдаться противнику, который втрое сильнее нас и диктует условия войны. Тогда российские войска войдут в Киев и установят тут «замечательный» режим, к которому они привыкли».
Что касается пенсий, то соответствующую систему, уверен Пасхавер, уже давным-давно нужно было реформировать. Солидарную систему нужно было дополнить накопительной. «Этого не делалось по той причине, что все наши власти, честно говоря, не только коррупционные, но и трусливые», — отмечает экономист. После реформ 1994 — 1999 гг. ни одна из властей не делала решительных шагов в этом направлении. Сегодня в мире уже почти не найдется стран, где бы сохранилась такая пенсионная система, как у нас.
«Если она где-то и есть еще, то только как защита от нищеты, — говорит А. Пасхавер и добавляет: — Накопительная система требует определенного качества государственного управления. Если его нет, то люди не верят власти и не хотят вкладывать деньги в такую систему. Ведь на пенсию нужно работать 40 лет, отдавая деньги государству... Но если государство, даже такое, как наше, хочет, то, я вас уверяю, оно может найти способы, чтобы люди ему доверяли хотя бы в такой мере, как банкам, — продолжает ученый. — Для этого нужно было показать, что государство беспокоится о сохранности этих денег. Но об этом никто даже не думал. И поэтому у нас нет накопительной системы, а солидарная — система банкротства. Она сейчас в принципе не может существовать».
Сколько бы ни ходили люди со своими требованиями, чтобы государство не уменьшало пенсии, говорит Пасхавер, доля пенсий в ВВП с каждым годом растет. «Сейчас она уже, я думаю, достигла примерно 20%. Это вдвое больше, чем в других странах. И сколько бы люди ни добивались, у них ничего не получится. До тех пор, пока правительство не проведет реформу, не обеспечит доверия людей к этому типу пенсионного обеспечения, — настаивает президент Центра экономического развития и констатирует: — Я согласен, что требования населения по этому вопросу совершенно справедливы, но абсолютно невыполнимы».
Выпуск газеты №:
№46, (2015)Section
Экономика