Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Станут ли кредиты более доступными?

Эксперт: Формирование единого рынка финансовых услуг может быть принято не раньше чем через пять лет после вступления в силу Соглашения об ассоциации
03 июля, 11:37
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Украина подписала Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Следующий, не менее важный шаг, — его ратификация. У украинцев большие ожидания от имплементации Соглашения. Некоторые из этих надежд — вполне прагматичны и оправданы, некоторые — не совсем.

«День» же решил исследовать и показать, что является мифом, спровоцированным некорректной передачей и толкованием информации в СМИ, а что — реальной перспективой. В этой связи редакция начинает серию публикаций, посвященных теме последствий для жизни украинцев ассоциированного членства в ЕС и вступления Украины в ЗСТ с ЕС.

Ниже — эксперты банковского рынка о том, чего ожидать украинцам на финансовом рынке в ближайшем будущем.

КОММЕНТАРИИ

Александр СУГОНЯКО, президент Ассоциации украинских банков:

— Надежда на то, что наши с вами, уважаемые читатели газеты «День», экономические проблемы решат ЕС, США или кто-либо другой, — вера наивных простаков. У них и без нас есть работа. В Украине существуют огромные структурные диспропорции в экономике. Они остались у нас еще с Советского Союза. Ведь структура украинской экономики тогда была частью советской империи и работала не на интересы украинского народа, а на имперские интересы Москвы. Огромный военно-промышленный комплекс, металлургия и недоразвитое сельское машиностроение (к примеру — у нас не было даже своего комбайна), слабенькое производство товаров народного потребления — так было. А за 20 лет, по сути, мы стали глобальным сырьевым придатком с чрезвычайно открытой экономикой. Открытой больше, чем в Японии, США или Германии. Мы зависимы от конъюнктуры мирового рынка. Из-за дефективной структуры экономики мы пережили обвал курса и в 2008-м, и в этом году. И через три-четыре года еще раз переживем, если не изменим структуру нашей экономики. Никакой ЕС не будет менять ее. Это им не нужно. Это нам нужно, если мы это понимаем: сделать экономику более закрытой, такой, как в Японии, например, увеличить экспорт, уменьшить часть импорта, возобновить практически уничтоженные отрасли.

Банковская сфера — подсистема экономики страны как системы. Она должна работать на украинскую экономику. Мы с 2005 года работали на иностранную экономику, кредитуя импорт и тем самым уничтожая собственное производство, а следовательно, — лишая работников зарплаты. Подписав эти Соглашения, Украина ограничила свою экономическую свободу относительно осуществления необходимых структурных перемен. Мы усиливаем экономическую зависимость. Во времена Януковича мы усилили политическую зависимость от России, когда уничтожались агентами ФСБ во власти наши вооруженные силы, правоохранительные органы...

Речь идет о том, что мы должны самостоятельно мыслить в части стратегии экономической, политической, внешнеполитической и военной. Самостоятельно мыслить, говорить и действовать. Только тогда появится самостоятельная страна. Не независимая, а самостоятельная. Потому что это — разные вещи. Все страны зависимы, только в разной степени. Нужно самостоятельно думать. А так за нас в ЕС подумали. И это закончится для нашей экономики печально.

Будут ли европейские банки выходить на украинский банковский рынок?

— Сейчас НБУ ставит в качестве главной цели стратегию, которая разработана под эгидой МФВ, — резко сократить количество банков в Украине третьей и четвертой группы (банки с активами менее 3000 миллионов гривен — четвертая группа, от 3000 до 6000 миллионов — третья группа). А те, которые входят в первую и вторую (с активами от 6000 до 21 000 миллионов гривен — вторая группа, с активами более 21 000 миллионов — первая группа) — слабые и дешевые. Я думаю, что в Украину может впоследствии зайти иностранный капитал. Но он не будет работать на украинскую экономику. Как и не работал до этого. Он работал в основном на потребительское кредитование. Или кредитование иностранных компаний. Развитие украинского бизнеса не входило в их интересы. И это не их вина, а наша. Ведь в Чехии иностранный капитал, который работал в банковской системе, работал на чешскую экономику. И работает до сих пор.

— Какие будут ставки кредитования в Украине с приходом иностранных банков?

— В 2004—2005 годах слышали уже обещания для простаков о том, что придут иностранные банки, и они будут кредитовать украинцам ипотеку под малые проценты... Стоимость денег определяется в экономике страны, а не привозится из-за бугра. И сегодня, если у нас депозиты по 20%, то никаких кредитов менее 20% не может быть. Никто не будет кредитовать себе в убыток.

Роман ШПЕК, старший советник «Альфа-банка Украина»:

— Соглашение об ассоциации является большим шагом в экономической интеграции Украины и ЕС. Ожидается, что после подписания этого Соглашения ЕС закрепится на позиции крупнейшего экспортного рынка Украины. То есть будет усиливаться торговая интеграция. А гармонизация регуляторных систем приведет к тому, что Украина и ЕС станут понятнее друг для друга в операционном смысле.

Эти факторы будут способствовать усилению заинтересованности европейского банковского бизнеса к Украине. Однако отголосок негативного опыта кризиса 2008—2009 годов и текущая турбулентность в финансовом секторе Украины пока не способствуют приходу европейских банков в Украину в краткосрочной перспективе.

Смогут ли украинцы брать кредиты в европейских банках в соответствии с текстом соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС?

— Это — вопрос долговременной перспективы. Такие возможности являются достаточно высоким уровнем экономической интеграции, который Украина еще должна доказать работой по гармонизации банковского регулирования с европейским. В этом контексте целью Украины является присоединение к Статьям 63—66 Соглашения о функционировании Европейского Союза, которые устанавливают отсутствие ограничений на движение капитала между его участниками. Но, в соответствии с Соглашением об ассоциации, решение о договорном закреплении либерализации движения капитала и формирования единого рынка финансовых услуг между Украиной и ЕС может быть принято не раньше чем через пять лет после вступления в силу Соглашения об ассоциации. Поэтому на протяжении пяти лет Украине нужно продемонстрировать, что ее финансовые рынки имеют полное право называться европейскими.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать