Стратегия наступления на мусор
Мэр Днипра Борис Филатов делает важный шагМусорная проблема «взорвалась» во Львове, но на самом деле она — общенациональная. «День» не единожды об этом писал. Тем пристальнее наше внимание к тем, кто делает реальные шаги для преодоления мусорного коллапса. Городской голова Днипра Борис ФИЛАТОВ на днях посетил Великобританию, где изучил опыт переработки бытовых отходов и обсудил с английскими инвесторами перспективы строительства мусороперерабатывающего, а в дальнейшем и мусоросжигательного завода в Днипре. В Лондоне и Манчестере он встретился с представителями инвестиционных фондов, которые собираются наладить систему работы с твердыми бытовыми отходами. Еще одним пунктом загранкомандировки стала встреча с сэром Джеральдом Ховардом, который является председателем парламентского комитета по связям с Украиной. За последние полтора года мэр Днипра побывал с деловыми визитами в Германии, Франции, Турции и Литве, где ознакомился с методами ведения городского хозяйства. О том, как европейский опыт будет внедряться в Днипре, Борис Филатов рассказал газете «День».
— За последние годы стало видно, что Украина остро нуждается в общенациональной стратегии поведения с отходами. Газета «День» много лет является промоутером идеи чистой Украины. Согласны ли вы с важностью этой проблемы?
«С ГРАЖДАНАМИ РАБОТАТЬ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО. У НАС ДЕЙСТВОВАЛИ И КНУТОМ, И ПРЯНИКОМ, ТОЛЬКО ЛЮДИ ЕСТЬ РАЗНЫЕ. ЭТО ОГРОМНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ НАДО РЕШАТЬ СО ВСЕХ СТОРОН, НАЧИНАЯ С ПОДНЯТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН И ЗАКАНЧИВАЯ ЭКОНОМИКОЙ. ПОТОМУ ЧТО СКОЛЬКО НЕ УБЕЖДАЙ, НЕ ДАВАЙ ПРЕМИИ, НЕ ОБЪЯВЛЯЙ КОНКУРСЫ И НЕ ВЫПИСЫВАЙ ГРАМОТЫ, ЕСЛИ ЭТО НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ ПОД СОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ, ТО ОНО НЕ «ВЗЛЕТАЕТ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
— Ситуация с твердыми бытовыми отходами в Украине после событий с львовским мусором является трендом, который все обсуждают. Однако я не слышал о стратегии борьбы с отходами в национальном масштабе. Даже когда работал в Верховной Раде. Наверное, эту проблему не считают приоритетом, ведь пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но я надеюсь, что сейчас в связи с львовскими событиями, когда тема мусора была сильно «сфокусирована», у нас как-то начнут шевелиться. Моя задача решать местные проблемы, хотя я понимаю вашу озабоченность.
«ЧЕРЕЗ ПАРУ ЛЕТ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ВМЕСТЕ С РЕАКТОРОМ МОГУТ ЗАРАБОТАТЬ В ДНИПРЕ»
— Вы изучали проблему утилизации бытовых отходов в ряде зарубежных стран, а недавно вернулись из Великобритании. Какие результаты этой поездки?
— Во всем мире технологии переработки мусора и его утилизации достаточно хорошо отработаны. Они включают в себя определенный перечень того, что необходимо сделать. Первое — это сортировка отходов с последующей реализацией вторсырья. Причем, как механическая, так и ручная с дальнейшим постепенным наращиванием мощностей. Полгода назад я был на суперсовременном мусороперерабатывающем заводе в Анкаре, который стоит порядка 300 млн евро. При этом, чтобы улучшить качество сортировки, там все равно добавили ручную сортировку. Люди стоят на линии — один отбирает пластик, второй — картон, третий — еще что-то. Затем идет механобиологическая переработка мусора — аэробная или анаэробная, прессование отходов и их сжигание. Эти этапы переработки применяются в зависимости от морфологии мусора. Если мы говорим о Днипре, то наш потенциальный партнер — английская компания «Фарстон» провела такие исследования. В результате нам предложили вариант, который будет иметь экономическое обоснование. Они собираются поставить современную сортировочную линию стоимостью 35 млн долларов, на которой твердые бытовые отходы будут отбираться и перерабатываться. На этом инвестор будет зарабатывать деньги, а фракция органических отходов, которые в зависимости от сезона составляют у нас от 25 до 30 процентов, будет перерабатываться в анаэробном биореакторе стоимостью 15 млн долл. с дальнейшим получением биогаза. Потом этот биогаз пойдет на продажу или будет сжигаться на установке для получения электроэнергии и генерации ее в сети. При этом, из-за того, что мусор у нас не сортируется надлежащим образом вообще, и остаются, например, батарейки, мы пока не можем добиться полной утилизации мусора, как того добиваются в Швеции или Дании. Дальше мусорный «жмых» мог бы реализовываться как брикеты на отопление или как RDF топливо, но у наших инвесторов есть сомнения, насколько это будет возможно. Поэтому, часть отходов мы будем все же захоранивать, утрамбовывать, пересыпать, а в дальнейшем рекультивировать. Такие отходы имеют уже другую структуру и содержание вредных веществ. Но в дальнейшем после рекультивации такого полигона мы будем принудительно откачивать биогаз, который также образуется в теле полигона. Все это позволит выйти на окупаемость в течение 10 лет. По моей оценке, английская компания планирует зарабатывать на этом проекте до 4 млн долларов в год. Я считаю, что нам эта ситуация выгодна, но мы ведем переговоры, чтобы наши коммунальные предприятия, которые эксплуатируют полигон, могли претендовать на долю в прибыли — от 10 до 15 процентов. Таким образом, мы сможем перерабатывать порядка 200 тысяч тонн мусора в год. При этом количество мусора в Днипре достигает 500 тысяч тонн ежегодно. Грубо говоря, это будет половина, а другая половина полигона будет действовать пока по старым технологиям. Но если у них все пойдет, они будут увеличивать мощности переработки и соответственно минимизировать остатки захоронения отходов. Кроме того, инвесторы готовы рассматривать вопрос о дополнительных капиталовложениях на приобретение еще и мусоросжигательного модуля.
Поскольку есть такая проблема — наши граждане не сортируют мусор, они все сваливают в кучу. И когда этот хлам приезжает на полигон он, к сожалению, очень тяжелый для переработки. Плюс по дороге из него чудесным образом исчезают наиболее ценные фракции. Есть целые бригады лиц ромской национальности, которые на этой теме пытаются заработать. Не говоря уже о «черных» и «серых» скупщиках вторсырья. Если мусор приходит в надлежащей кондиции, его легко сортировать. Мы обсуждали с инвестором эту проблему и он заинтересован наладить всю производственную цепочку. Естественно, это сложная задача.
Англичане говорят, что их граждане тоже не любят мусор сортировать и с населением приходится работать. Кроме того, у нас есть и предварительная договоренность, что инвесторы предоставят нам на условиях лизинга 2 млн долларов на приобретение мусоровозов. В этом у них прямая заинтересованность, ведь если муниципальные службы будут заниматься сбором и транспортировкой мусора, то наиболее ценные фракции не будут исчезать во время транспортировки. Тесное сотрудничество с муниципалитетом поможет достичь лучших результатов в экономике.
Это и есть программа, в общих чертах согласованная с инвесторами. Хочу заметить, что нам в среднем раз в неделю приходят предложения по утилизации мусора. На этой неделе были предложения от канадцев. До этого приезжали китайцы. Идут переговоры с японской внешнеэкономической компанией. Но если говорить о практической стороне, то это пока предложения англичан, и я надеюсь, что мы реально выйдем на финишную прямую. Думаю, что за месяц достигнем договоренностей и определим правовую форму сотрудничества. Еще четыре месяца на проектирование, год — на строительство. В итоге, через пару лет мусороперерабатывающий завод, а в дальнейшем мусороперерабатывающий комплекс вместе с реактором могут заработать в Днипре.
— В Днипре мусорная проблема не настолько критична, как во Львове. И все же, можно ли считать положение благополучным?
— Ситуация сложная, но контролируемая. Мы имели нарекания от жителей поселка Диевка по поводу ныне действующего полигона. Думаю, что при экономной эксплуатации нам хватит этого полигона еще на пять-шесть лет. В целом, у нас в запасе лет пятнадцать. Тем не менее, этот вопрос постоянно используется разными политическими жуликами, которые «подогревают» людей, периодически пытаются то дорогу перекрыть, то еще что-нибудь. Я считаю, что не может миллионный город быть заложником десяти-пятнадцати активистов, которые на этом пытаются зарабатывать политические дивиденды. Пока нам удается найти общий язык с жителями. Например, мы купили так называемые пропановые пушки для разгона птиц, стаи которых сидели на деревьях, летали над поселком. Это такая труба, которая выстреливает выхлопом газа в атмосферу и все птицы разлетаются. Потом были вопросы, связанные с запахом — мы выполнили огромный объем работы по приведению полигона к проектным показателям. Перепланировали массу отходов, уплотнили, пересыпали грунтом и разбили на две площадки, принимающие отходы попеременно. Закупили специальные реагенты, нейтрализующие неприятные запахи. Перекладываем рекультивированную часть карты полигона бентанитовыми матами. При этом в Диевке есть огромное количество стихийных свалок, которые ранее сами местные жители и создали.
«НА ПРОБЛЕМУ СТИХИЙНЫХ СВАЛОК НУЖНО НАВАЛИТЬСЯ ВСЕМ МИРОМ»
— Сейчас бытовыми и строительными отходами завалены не только коммунальные полигоны, но и все балки на территории Днепра. Что делается для того, чтобы ликвидировать эти стихийные свалки?
— По поводу стихийных свалок нам хорошо известно, поскольку проблемы накапливались годами. В первую очередь это свалки строительных отходов, которые создают недобросовестные застройщики. В основном они образованы в балках нашего города. И тут возникает очень серьезный вопрос, связанный с тем, что полиция недорабатывает. Мы сейчас планируем заключить меморандум с нашей патрульной полицией на следующий год. Прорабатываем всеобъемлющий документ, касающийся взаимодействия по всем направлениям, начиная с незаконной торговли и заканчивая мусором. Но первое, что мы делаем — на все наши мусоровозы, предприятия которых заключили официальные договора ,выписываем специальные пропуска с голограммой. Если полиция видит специальное транспортное средство, загруженное отходами и при этом у него нет такой голограммы от предприятия горсовета, то это — «черный» перевозчик. Есть хороший опыт, которым поделились мэры других городов. В местах сбрасывания мусора устанавливаются в потайные видеокамеры с доступом он-лайн. При этом жители окружающих домов и поселков, если они видят нарушение, могут позвонить и вызвать патрульных. То есть, у нас есть идеи по этому поводу и мы будем жесткие меры принимать. Хотя ни мэр, ни горсовет не в состоянии поставить в каждой балке человека с палкой, который будет нарушителей отгонять. На эту проблему нужно навалиться всем миром.
«МУСОР — ЭТО ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПЛАНА»
— Какие составляющие «мусорной» проблемы можно решить на местном уровне, а в каких не обойтись без поддержки центральной власти?
— Хочу заметить, что в каждом городе мусор разный. Причем морфология его меняется в зависимости от времени года. Поэтому каждая территориальная громада должна выбирать себе и приемлемую форму переработки мусора. Это нужно определять специалистам. Универсального рецепта для всей страны нет. Например, полигон во Львове, насколько я знаю, действует еще с послевоенных времен и он очень старый. Здесь необходима поддержка общегосударственная. Я это понял, когда знакомился с мусоросжигательным заводом в Анкаре. Должны быть две составляющие — «зеленый тариф», который компенсирует инвестору правительство, и длительный гарантированный правительством муниципальный контракт на 25 лет. В любом случае, никакой инвестор не рискнет вкладывать сотни миллионов евро — он «закопает» деньги в оборудование, а через пять лет ему скажут спасибо и до свидания. Поэтому для того, чтобы справиться с этой проблемой, нужна государственная поддержка и гарантии инвестору. Ведь с учетом окупаемости проекта в десятилетия многие просто не рискнут этим заниматься.
Из опыта общения с другими мэрами, скажу, что в принципе ситуация с мусором одинаковая у всех. Влияет и одинаковый менталитет населения, общий социально-экономический уровень и потребительская корзина. Конечно, мусорная проблема в последние годы обострилась. Давайте вспомним, что было при советской власти — в лучшем случае оберточная бумага и стекло. А сейчас пластиковые пакеты, пет-бутылка, тетрапаки. У нас общество вступило в эпоху массового потребления — люди все больше оставляют мусора. Это проблема цивилизационного плана. Просто в развитых странах с этим столкнулись раньше, а мы только сейчас. Я думаю, что если бы во Львове не случилась такая ситуация, то еще долго мы бы сидели и ждали всей страной, когда оно разрешится само по себе. На самом деле такая ситуация в экологии развивается везде. Ведь почему так цветет Днепр? Кроме того, что есть серьезные проблемы, связанные с его заиливанием и с гидротехнической ситуацией, у нас используется огромное количество стиральных порошков и моющих средств, в которых есть фосфаты. Это способствует росту сине-зеленых водорослей. Если раньше Днепр начинал цвести 25 августа, то сейчас — уже 10 июня. Это реально серьезная проблема — рано или поздно она может закончиться трагедией общегосударственного масштаба.
«СЕЙЧАС У НАС В ТРЕНДЕ ПОПУЛИСТЫ. НИКТО НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ О ТАКИХ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЯХ, КАК СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
— Почему в Украине — стране Чернобыля — нет партии, которая всерьез занималась бы вопросами экологии, хотя в Европе «зеленые» — это серьезная политическая сила?
— Если вспомнить о «зеленых» в Украине, то это был проект партии власти. В тот исторический момент с учетом разочарования избирателей люди проголосовали за новые лица или за третью силу, но нельзя сказать, что это была полноценная партия. Я не политолог, но считаю, что в первую очередь все зависит от массового сознания. Если вспомнить о «пирамиде Маслоу», то люди сначала должны удовлетворить свои насущные потребности — накормить себя и детей, собрать их в школу, получить источники существования. О вопросах экологии они начинают задумываться уже тогда, когда основные потребности удовлетворены.
Сейчас у нас в тренде популисты. Никто не задумывается о таких базовых ценностях, как сохранение окружающей среды. Плюс, я думаю, влияет и большое промышленное лобби. Мы планируем купить две лаборатории в Израиле для замеров воздуха. Чтобы мы могли приходить на предприятие и предъявлять претензии, что они загрязняют атмосферу. Но я прекрасно понимаю, что даже если мы потратим 20 млн гривен и привезем сертифицированные лаборатории, которые будут показывать направление ветра и четко доказывать, что виновато именно это предприятие, они будут разводить руками и говорить: хотите — закрывайте, а куда рабочих девать? Домны у них построены в 40-е годы прошлого столетия. У нас огромный износ производственных фондов, как и износ общегосударственной инфраструктуры. Поэтому куда ни кинь — везде клин. И собственники, эффективные они или нет, не хотят об этом думать. Говорят, если мы поставим очистные сооружения, то как мы будем зарабатывать, как будем платить зарплату и налоги. У них совсем другие приоритеты, скажем так.
«РЕАЛЬНО ЭТУ ПРОБЛЕМУ МОЖЕТ ВЫТЯНУТЬ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВО»
— Вы не пытались привлечь частный капитал к решению экологических проблем, в частности, днипровских олигархов?
— Реально эту проблему может вытянуть только государство. Это сотни миллионов долларов вложений. Я был на горводоканалах Берлина и Анкары. По большому счету технология очистки воды особо не отличается — те же самые реагенты. Понятно, что там новее оборудование, не так оно пахнет, но «матрица» на 80 процентов совпадает. Можно и на нашем водоканале открыть кран, поставить стакан и выпить воду, которая соответствует всем ГОСТам — и это реально правда. Но пока она доходит до потребителя, а трубы некоторые лежат с царских времен, вода превращается в оранжевую жижу. Представьте себе, какой должен быть частный капитал, чтобы переложить все эти коммуникации. У КП «Гидросооружения», которое эксплуатирует огромное количество подземных коллекторов, в реальности нет даже технической документации, где бы эти все трубы были описаны и учтены. Мы только сейчас начинаем этим вопросом впервые в истории заниматься. Выяснилось, что для того чтобы сделать техническую документацию одного километра подземных коммуникаций, нужно два миллиона гривен. А там сотни километров!
Поэтому все это требует серьезных капиталовложений. У нашего бизнеса нет таких «длинных» денег. У англичан, с которыми мы работаем, в инвестиционном фонде в обороте находится порядка полтора миллиарда долларов. Я не могу сказать, что можно поймать какого-то местного предпринимателя, который возьмет и «закопает» на свалке 50 млн долларов для того, чтобы через десять лет они у него «отбились». Хотя, наверное, наши олигархи могли бы это делать, но надо задавать вопросы олигархам — почему они этими вопросами не занимаются? У нас были разные ситуации — ветряки делали, солнечные батареи, но, насколько мне известно, те, кто этим занимался, зарабатывали не на альтернативных источниках энергии, а просто на том, что имеют отношение к правительству. Им было выгодно по ночам на собственные солнечные батареи светить прожекторами, чтобы потом говорить, что они вырабатывают электроэнергию по «зеленому тарифу».
Хотя в принципе, если задуматься, мусорная проблема — это вечный бизнес. Люди будут производить мусор всегда, это возобновляемый источник ресурсов. Нефть или газ рано или поздно выкачают, но люди всегда будут кушать, и всегда будут оставаться отходы, которые можно перевести в газ. К нам обратились австрийские бизнесмены с предложением бурить на мусорном полигоне скважины, извлекать метан (биогаз) и продавать его. Биогаз можно реализовать на рынке — это зависит от степени очистки, либо они его сжигают и перерабатывают в тепло.
«С ГРАЖДАНАМИ РАБОТАТЬ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО»
— В некоторых городах Украины проводят конкурсы на самый чистый двор. Не пора ли внедрить подобную практику и в Днипре, а победителей стимулировать солидными денежными премиями?
— Я вам скажу, что это может быть иллюзией, потому что в основе любого производственного процесса лежит экономика и деньги. Приведу простой пример: у нас в субботу будет День окружающей среды. Активисты приглашают убирать мусор — понятно, мы соберемся, уберем, но при этом возникает вопрос: кто будет оплачивать вывоз мусора и его захоронение на полигоне? Сейчас город возьмет это на себя, но очень часто бывает так, что прошел субботник и товарищи везут это на полигон, они не платят за захоронение и говорят «Не, ну мы же с субботника привезли!» Поэтому вернемся к экономике — у нас тариф на перевозку мусора самый низкий в Европе (в Днипре действуют тарифы 2010-2011 года) и мне перевозчики, которые работают с горсоветом, каждый день приходят и говорят: «Поднимите тариф — у нас экономика не получается, нам нужно менять подвижной состав». Но как только мы поднимаем тариф, все сразу начинают кричать, начиная от граждан и заканчивая оппозицией, что мы ограбили людей. И возникает вопрос: либо мы повышаем тариф и вывозим мусор, либо мы не повышаем, идем на поводу у популистов и в мусоре утопаем.
Потом, есть и такая сторона — правосознание граждан. Сейчас в городе идет уборка, чистим улицы, вывозим мусор со дворов. Мы это делаем не только потому, что это надо делать. Если появится кучка листвы и мы ее не вывезем, то вскоре появится матрац, потом старый телевизор, унитаз и т.д., и местные граждане сделают у себя же во дворе свалку ровно в течение двух недель. Не хотелось бы порицать граждан, но у нас есть целые улицы, гтде мы каждую неделю убираем и каждую неделю граждане тупо выбрасывают за забор кучи мусора. Уже дошло до того, что подрядчики, которые занимаются уборкой, начинают предупреждать, что, если еще раз это повторится, то они просто снимаются с подряда.
С гражданами работать очень тяжело. У нас действовали и кнутом, и пряником, только люди есть разные. Это огромная комплексная проблема, которую надо решать со всех сторон, начиная с поднятия правосознания граждан и заканчивая экономикой. Потому что сколько не убеждай, не давай премии, не объявляй конкурсы и не выписывай грамоты, если это не будет иметь под собой экономической составляющей, то оно не «взлетает».
Выпуск газеты №:
№61-62, (2017)Section
Экономика