Суррогатная приватизация будет продолжаться
Победители определятся в узком кругу ещё до начала аукционов?«Наша песня хороша. Начинай сначала». Примерно так можно назвать очередное приватизационное новшество — продажу предприятий не за деньги, а за облигации внутреннего госзайма.
Напомню, что такое своеобразное применение «нереспектабельных» ОВГЗ предложило наше правительство (имеющее долг по ОВГЗ и КОВГЗ около 3 млрд. грн.) и тут же включило его в перечень антикризисных мер. Затем глава Фонда госимущества, первейший сторонник денежной приватизации Александр Бондарь заявил, что в принципе готов с 1 января будущего года проводить специализированные приватаукционы, где за акции предприятий будут расплачиваться не деньгами, а гособлигациями, но при условии урегулирования законодательной базы и внесении соответствующих изменений в еще не принятую программу приватизации-99 (а значит, и в многострадальный проект бюджета-99. — Авт.).
«Интересные у нас власти, — заявил «Дню» председатель Комиссии ВР по вопросам приватизации Александр Рябченко, — сначала они обещают собрать солидные суммы от денежной продажи объектов, а потом пытаются внедрить еще один платежный суррогат типа «каэсов» (компенсационных сертификатов. — Авт.)». И все же истинная причина новшества, как считает А.Рябченко, в том, что «». К тому же глава парламентской комиссии не исключает того, что специализированные аукционы если и будут проводиться, то скорее всего по каэсовской схеме, то есть «покупатель станет известен узкому кругу раньше, чем будет объявлен сам аукцион». А.Рябченко связывает согласие «денежника» А.Бондаря на продажу за облигации с давлением с Грушевского. В результате глава ФГИ вынужден был сыграть роль «послушного», тем более что сам он, по уверению А.Рябченко, точно знает: парламент ни за что не допустит продажу предприятий за бумажки. Кстати, А.Рябченко убежден, что такие намерения правительства несерьезны, ведь не было даже закрытого заседания правительства, где бы этот вопрос обсуждался.
То есть, оставшись у разбитого «овэгэзешного» корыта, правительство догадывается, что одной конверсии облигаций для стабилизации недостаточно, но что можно предпринять еще — понятия не имеет. В данном контексте небезынтересен комментарий А.Бондаря: «ФГИ все больше начинает решать финансовые вопросы государства». Напомню, что пару недель назад тот же Бондарь сказал: «Я думаю, что мы доживем до того времени, когда за все, что происходит в государстве, будет отвечать Фонд госимущества». Что это? Шутка? Оговорка? Предчувствие?..
Выпуск газеты №:
№226, (1998)Section
Экономика