«Свежая кровь» для бизнес-среды
Как привлекать миллиардные инвестиции в развитие региона — лайфхак от Валерия КОРОВИЯ
По результатам рейтинга Regional Doing Business 2018 экспертно-аналитического центра BRDO/World Bank Group, Винниччина в прошлом году была признана самым комфортным регионом для ведения предпринимательской деятельности. Высшую оценку поставил бизнес, который активно проголосовал «за» своими инвестициями. В 2018-м область привлекла 4,5 миллиарда гривен, воплотив в жизнь 34 инвестиционных проекта. В этом году планирует реализовать почти 60, и для этого есть все предпосылки. Выгодное географическое расположение, упрощение предоставления админуслуг, признание Винницы как самого комфортного города Украины и сформированный остов из успешно реализованных проектов — все это играет в интересах инвестиционной привлекательности региона, говорит председатель Винницкой ОГА Валерий Коровий. Единственное «но» — политико-популистические моменты «сверху», которые до сих пор заставляют тех, кто на местах, лавировать в непростом квадрате желаний и возможностей.
— Динамика прироста инвестиций в основной капитал Винниччины ныне составляет плюс 42% по сравнению с началом 2018 года. Причем 60% инвестиций — это машины и оборудование, которое формирует новые рабочие места. Мы реализовали 8 мощных промышленных проектов, из которых три наиболее знаковые и мощные. Первый — это вторая очередь производства на Мироновском МХП, который начали со строительства биогазового комплекса мощностью 20 МВт. Он позволяет обеспечить рабочими местами 3 тысячи человек. 80% мяса птицы экспортируется, а соответственно, валютная выручка поступает в Украину, укрепляя курс гривни.
Второй проект, реализованный совместно с американской компанией DELFI, развернулся на территории 45-го завода еще в начале 2018 года. Сегодня на производстве трудоустроено 1,5 тысячи винничан. Почему он важен? С 2017 года мы ощутили стремительный отток дешевой рабочей силы из Винницы и области. Появилась необходимость привлечь проект, который бы дал возможность быстро трудоустроить значительную часть рабочей силы при конкурентной зарплате. Сейчас средняя зарплата на предприятии составляет 10 тысяч гривен. Люди заинтересованы работать на месте, а не ехать на заработки.
И третий проект — это открытие завода холодильного оборудования UBS group, который до конца 2019 года даст возможность создать 2 тысячи рабочих мест. Это первый инвестиционный проект, который реализован на территории Винницкого индустриального парка. В ближайшее время мы станем свидетелями начала реализации инвестиционного проекта австрийской компании по производству спорттоваров Head и целого ряда смежных проектов, которые заинтересованы в развитии этой территории. А мы — в инвестициях — «свежей крови» в развитие бизнес-среды.
«УКРАИНА — НЕДОКАПИТАЛИЗОВАННАЯ СТРАНА»
— Какая отрасль интересует инвесторов больше всего и почему?
— Более 50% инвестиций привлекает аграрный бизнес, пищевая промышленность и переработка. Это понятное следствие современных тенденций мирового рынка. По нашим оценкам операционный уровень рентабельности сферы аграрного бизнеса колеблется от 50 до 70%, что значительно превышает показатели, которые мы видим в промышленной индустрий. Поэтому сельское хозяйство продолжает привлекать значительную часть инвестиций. Второй момент — рост инвестиций в переработку аграрной продукции. И в области реализуются два мощных проекта по переработке кукурузы, суммарной стоимостью 614 млн долларов. Одно производств будет под Тростянцом, второе — в Гнивани. Там, кстати, построят завод по углубленной переработке кукурузы мощностью в 600 тысяч тонн в год. Это самая современная технология, которая позволяет расщеплять кукурузу на белки, аминокислоты, сахарозу. Такие заводы в мире можно перечислить «по пальцам».
Но для того, чтобы привлекать инвестиции, одного желания мало. На фактор инвестиционной привлекательности влияют многие факторы. Например, признание Винницы в течение четырех лет как самого комфортного города для жизни стало стимулом для повышения конкурентоспособности региона в целом. То есть промоушн играет в плюс. Второе — это наличие успешных примеров с мировым именем, таких, как Nemiroff, ViOil, Barlinek. Третье — инфраструктура, и это доминирующий фактор, когда речь идет о реализации крупных проектов. К сожалению, у нас здесь есть проблема, которая опирается на несовершенное законодательство, в части регуляции рынка энергетики и газоснабжения. Но мы преодолеваем эти препятствия и находим диалог с владельцами монопольных компаний, которые имеют отношение к транспортировке газа на территории области. Это непросто, но возможно.
— Если говорить о привлечении инвестиций в аграрный бизнес, может ли этому посодействовать открытый рынок земли?
— Я всеми руками «за» снятие моратория на продажу земли. Считаю, что дальнейшее затягивание этого процесса — это диверсия против украинской экономики и вообще стремления Украины построить сильную экономику. Почему? На Винниччине 504 тысячи владельцев земельных паев, это 1,2 млн гектара. Из них в аренду отдали 415 тысяч гектаров, каждый год 10-15 тысяч гектаров остаются без владельцев, люди умирают, а найти наследников не могут. Сейчас прокуратура ведет большую работу, чтобы через суд эти невостребованные земельные участки вернуть в собственность громад, потому что преимущественно вокруг этой земли формируются полукриминальные «сделки», которые дезорганизуют именно цивилизованный процесс обращения земли.
Более того, если провести эксперимент и открыть баланс любой аграрной компании, которая имеет в аренде тысячи гектаров земли, то вы будете шокированы. Почему? Компания, которая производит продукты на сотни миллионов гривен, имеет нулевой баланс с точки зрения своих основных фондов, потому что земля не капитализирована. На Винниччине 2 млн гектара сельскохозяйственных угодий, из них 1,6 млн гектара — пашни. И если по экспертным оценкам один гектар стоит 2 тысячи долларов, то вы увидите сумму в 120 млрд гривен. Представьте, чтобы наши компании показали такие балансы! Земля — это тот экономический ресурс, который ценнее, чем нефть в Арабских Эмиратах. Украина — недокапитализированная страна. Она не имеет цивилизованного фондового рынка, приватизации, обращения земельных ресурсов. Все происходит в тени, и это тормозит ее реальную возможность занять достойное место в мировом экономическом пространстве.
«ТУРБУЛЕНТНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА БУДЕТ ПРИСУТСТВОВАТЬ ЕЩЕ КАК МИНИМУМ 2-3 ГОДА»
— Вы вспоминали о трудовом ресурсе. Какие «предохранители» могут сохранить «руки» и «ум» в Украине, на Винниччине в частности?
— Долгое время украинский бизнес был адаптирован к низкоконкурентному рынку труда и, соответственно, с низкой зарплатой. Но ситуация кардинально изменилась. Повлияли два фактора. Это стремительная девальвация в 2015 году, когда зарплаты в долларовом эквиваленте уменьшились в три раза, что побуждало людей выезжать за рубеж и работать неофициально. И второй — безвиз. Украинский работодатель был не готов конкурировать с европейским. Уже сейчас мы замечаем, что конкуренция на рынке труда заставила бизнес бороться за «руки» и «ум». За 2018 год среднемесячная зарплата в промышленности области выросла на 30% (с 7 до 10 тысяч гривен), и это не финиш.
Но турбулентность на рынке труда будет присутствовать еще как минимум 2-3 года (при условии стабильной ситуации на валютном рынке). Опыт наших коллег из Польши и Словакии подтверждает, что процесс остановить нельзя, но приостановить реально. Как? Когда среднемесячная зарплата в Украине будет в эквиваленте 0,7 ставки к зарплате в Польше, например. То есть если сегодня там получают 700 долларов, то зарплата здесь должна быть не менее 500 долларов. Добиться этого можно будет, лишь усиливая конкуренцию на рынке труда, а индикатором эффективности станет возвращение людей из-за рубежа.
— В 2019-м область планирует реализовать почти 60 инвестиционных проектов, но удастся ли это сделать в год выборов?
— Как экономист, я не вижу на сегодняшний день каких-то макроэкономических условий, которые бы сдерживали развитие инвестиционной среды в области. Но недавно имел пример, когда одна компания решила приостановить процесс реализации проекта. Когда разговор перешел в неофициальное поле, они объяснили: «Когда мы инвестируем, то видим cash flow, и тогда прогнозируем окупаемость проекта. Но если одни из главных претендентов на главную должность в стране предлагают опустить цену на газ в два раза, а некоторые — в четыре раза, то как нам объяснить инвестору, что это просто политическая игра?». Инвесторы расценивают ситуацию с точки зрения макроэкономики. Они знают, что Украина должна вернуть миллионы долларов внешнего долга и без сотрудничества с МВФ, который требует повышения тарифов, этого сделать не удастся. А следовательно, это девальвация и риски. Поэтому главным вызовом были и остаются популисты, которые бросают слова на ветер, не задумываясь, что это может привести к колебаниям на местах, и не только в процессе привлечения инвестиций, а в целом в развитии.
Выпуск газеты №:
№22, (2019)Section
Экономика