SWOT*-анализ новой налоговой реформы
Фискальная служба уходит от ручного режима
«Наша задача сделать такой Налоговый кодекс, который абсолютно нормально воспримет бизнес-среда и который даст возможность обеспечить качественный экономический рост и, самое главное, который был бы антикоррупционным», — сказал премьер, открывая на прошлой неделе заседание Кабмина.
АПЛОДИСМЕНТЫ
По его словам, Минфин работал над проектом изменений в Налоговый кодекс четыре месяца. В предлагаемом документе предусмотрена ликвидация налоговых «ям» и большинства теневых схем, использующих обналичивание средств. Эти поправки, по мнению Гройсмана, будут содействовать детенизации экономики, передает Интерфакс Украина. «Мы должны понимать, что у нас в «тени» сегодня более 50% ВВП», — подчеркнул премьер. Будем все делать, для того, чтобы он (проект поправок) как можно быстрее был принят и реализован», — пообещал премьер и сообщил, что будет инициировать заседание Совета реформ для рассмотрения этого законопроекта и дальнейшего его оперативного внесения в Верховную Раду.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Глава Государственной регуляторной службы и известный защитник интересов бизнеса Ксения Ляпина считает, что предлагаемые Минфином нововведения поддерживает большинство бизнес-ассоциаций, объединений бизнеса, общественность, эксперты. Поистине, место сидения определяет многое. «Впервые наблюдается такое единство интересов, — отмечает Ляпина, — Предложенные изменения максимально направлены на уменьшение коррупционных рисков. Например, вопрос представления разъяснений налогового законодательства. Теперь они будут открытыми, следовательно ГФС уже не сможет давать разные индивидуальные разъяснения разным субъектам хозяйственной деятельности», -прокомментировала, по сообщению пресс-службы ГРС, Ляпина в эфире одной из радиостанций решение Кабмина, одобрившего предлагаемые Минфином изменения.
Кроме того, по словам главы ГРС, изменения к Налоговому кодексу сфокусированы на улучшении администрирования налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц. «Изменениями к налоговому кодексу предусмотрены ряд революционных изменений. Минфин отменяет потребность получать взвод ГФС на возврат НДС. Также вводится полностью публичный автоматический режим ведения списка (реестра) претендентов на возврат НДС, что существенно сокращает коррупционные риски», добавляет она.
Наряду с другими, важная инновация — введение единого казначейского счета для уплаты всех налогов. Это сокращает потери времени для бизнеса и минимизирует возможность ошибок. Есть изменения, предусматривающие ликвидацию налоговой милиции. Речь идет о создании нового органа, что будет урегулировано новым законом. Документом предусмотрено ускоренную амортизацию для стимулирования инвестиций в развитие бизнеса. Вводятся налоговые каникулы для вновь созданных предприятий (на пять лет). Также бизнес получает право переносить свои убытки при реорганизации, отмечает Лапина.
НАДЕЖДЫ...
Между тем эти аплодисменты в адрес Минфина поддерживают далеко не все эксперты, глубоко вникающие в разработки Минфина. Так, вице-президент УСПП Юлия Дроговоз в комментарии «Дню» отметила: «Несмотря на то, что законопроект уже одобрен Кабмином, некоторые его нормы все-таки требуют доработки, и этот процесс идет, в том числе и в профильном комитете парламента». «Я надеюсь, что многие замечания, которые высказывает бизнес, будут учтены, — продолжала эксперт. — Больше всего в глаза бросается то, что поправки Минфина не предусматривают налога на выведенный капитал, на который бизнес возлагал так много надежд. Минфин сказал, что готов работать над этой идеей, но она пойдет отдельным блоком и при условии, что будут найдены соответствующие компенсаторы и компромисс по некоторым положениям. Мы надеемся, что рабочая группа, работавшая над этим разделом, будет сохранена и эти обещания будут выполнены. Мы надеемся, что этот налог все же будет введен не когда-нибудь потом, а сейчас. Во всяком случае, переговоры по этому вопросу продолжаются и это обнадеживает. Но то, что соответствующих норм нет в законопроекте Минфина, является минусом».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«Изменения по налогу на прибыль, которые есть в этом документе, — подчеркивает Дроговоз, — говорят о том, что введение налога на выведенный капитал даже не рассматривалось в качестве возможного варианта. Те нормы, которые заложены в раздел о налоге на прибыль, действительно закрывают некоторые белые пятна, имеющиеся в действующем законодательстве, и налогоплательщики это отметили. С другой стороны, вводятся нормы о налоговых каникулах для малого бизнеса. Критерий увеличен с трех до пяти миллионов гривень годового дохода, и с этого рубежа можно перейти на общую систему налогообложения и получить налоговые каникулы. Но, с учетом того, что эта система и раньше не очень-то работала, можно предположить, что такие каникулы и сейчас не станут для малого бизнеса реальностью.
Кроме того, тут есть противоречие с самой идеей налога на выведенный капитал. Если этот налог ввести, то каникулы уже просто не будут нужны. Ведь тогда предприятие будет само и много инвестировать в собственный капитал и покупку основных средств. А вот ускоренная амортизация, предусмотренная Минфином, это, безусловно, плюс, хотя, если мы верим, что налог на выведенный капитал начнет действовать, то вопрос амортизации выглядит полезной, но временной мерой, позволяющей увеличить инвестиции в собственный капитал.
Налог на добавленную стоимость и по новой версии Минфина не отменяет депонирование средств налогоплательщиков. Для них это большой ужас. Правда, теперь предлагаются некоторые послабления, например, увеличен срок регистрации. Если поверить, что убрать депонирование невозможно, то это положительно. Можно учитывать многие вещи, которые раньше игнорировались, и в связи с этим у бизнеса вымывались дополнительные средства. Сейчас эти нюансы устранены, но то, что появилось вместо них, громоздко и трудоемко, усложняет систему электронного администрирования НДС и, соответственно, налоговые органы просто захлебнутся в проверках... В сфере НДС предусмотрено расширение применения штрафных санкций за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, и это ощутят плательщики. Правда, если они что-то там сами подправили или исправили в налоговой накладной до проверки, то штрафов не будет. И если по итогам проверки плательщик составил накладную...
БОЛЬШИЕ ПЛЮСЫ И ТАКИЕ ЖЕ МИНУСЫ
Но большим плюсом является несколько другой механизм бюджетного возмещения, когда эти функции частично передаются казначейству, для чего и налоговая и казначейство совместно ведут налоговый реестр соответствующих заявлений. Если у налоговой нет конкретных претензий, то казначейство в автоматическом режиме должно выбирать из реестра данные и проводить возмещение. Сейчас на этом этапе очень многое делается налоговой в ручном режиме, и никто не может отследить, как происходит процесс возмещения. Теперь налоговая будет только заносить данные в реестр, в том виде, как это предусмотрено кодексом, и не будет готовить так называемых налоговых выводов. Соответственно мы немного сокращаем ручное влияние фискальной службы. Как это будет на самом деле, мы еще увидим, но явно имеет место попытка забрать у «неприкосновенного» Насирова (Игорь Насиров, глава ГФС) некоторые коррупционные функции».
«По упрощенной системе налогообложения ничего не меняется, — переходит эксперт к другому разделу Налогового кодекса, — ее пока не трогают. Но зато закладываются другие, более привлекательные механизмы для перехода упрощенцев к общей системе налогообложения. Надеюсь, что с 1 января 2017 года все упрощенцы бросятся менять свой статус. Тогда будет основание сказать: смотрите, там уже никого нет. Или, возможен и другой вариант. Скажут: смотрите, мы вам уже все создали, имейте совесть переходите, а мы вас будем потихоньку подталкивать. Я на это скептически смотрю, потому что нельзя продублировать в общей системе налогообложения все те нормы, что были в упрощенной. Люди будут держаться за упрощенку... Предложенной инициативе не хватает более высокого порога для обязательной регистрации в общей системе. Если бы поднять его до пяти миллионов, тогда весь малый бизнес мог бы спокойно переходить на нее.
КАЖДОМУ БИЗНЕСУ — КАБИНЕТ В НАЛОГОВОЙ
С 1 января 2018 года в Украине, согласно предложениям Минфина, вводится электронный кабинет налогоплательщика, в котором заложены неплохие механизмы. Такие кабинеты есть и теперь, но далеко не с полным функционалом. Будет меняться методика работы с ним. Дело в том, что сегодня есть договора на расторжение электронных документов, которые являются проблематичными для многих плательщиков. Но сегодня речь уже идет не о расторжении договоров. У контролирующих органов нередко появляются претензии к налоговым накладным, например, откуда взялся товар, а он реализуется за огромные суммы, и получается несоответствие между доходом и приходом, в бизнесе это называют «скрутки» или «пересортка». Такие приемы нередко используют для минимизации обязательств или фиктивного налогового кредита. Чтобы не допустить этого, предусмотрен механизм блокировки налоговых накладных. Но он заработает только тогда, когда появится автоматическая система управления рисками. А эта задача не из легких. Как долго она будет решаться, предсказывать не берусь. Но этот механизм уже закладывается в законопроект, хотя диалог продолжается».
«Все, что предлагается включить в кодекс, пока довольно сыро, — резюмирует Дроговоз, — и несовершенно, есть много ошибок. Я надеюсь, они будут устранены. Многое нужно отработать в тестовом режиме, чтобы убрать слабые моменты, которые могут негативно повлиять на бизнес. А главное — нужно создать систему управления рисками. Наверху все выглядит и без нее как бы нормально, но когда на уровне районных инспекций начинают отрабатывать предприятия и «выкручивать руки», кого-то блокировать, кого-то вызывать, то все уже зависит от наличия такой системы и ее качества. Главное, по максимуму исключить человеческий фактор».
* SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Выпуск газеты №:
№184, (2016)Section
Экономика