Таможенники предупреждают об увеличении контрабанды
А экономисты ожидают развития внутреннего производства от дополнительного сбора на импорт
Кабмин ввел дополнительный сбор на импортную продукцию. Это закреплено распоряжением № 119-р от 16 февраля, опубликованным недавно на сайте правительства. Напомним, что депутаты в конце 2014 года поддержали инициативу премьера Яценюка и внесли изменения в Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины», чтобы стабилизировать платежный баланс страны.
• «Учитывая резкое движение курса, скорейшая его имплементация сегодня важна», — пояснил глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Насиров. По его оценкам, в государственную казну благодаря этому может поступить около 17 миллиардов гривен. Однако первоочередная задача введения этого сбора все же снизить спрос на импорт и валюту.
• Таким образом, дополнительных 10% уже платят импортеры готовых пищевых продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, табака и его заменителей, продуктов, жиров и масла животного и растительного происхождения и уксуса. Остальной импорт подпадет под 5% налогообложения. В документе также прописаны «жизненно необходимые» продукты, которые не облагаются сбором. Это электроэнергия, уголь, газ, нефть и нефтепродукты, некоторые виды фармацевтической продукции (для проведения гемодиализа и лечения онкологических больных) и благотворительная помощь.
• Согласно данным Госстата, в 2014 году мы импортировали товаров на 54,38 миллиарда долларов, что на 28,3% меньше, чем в 2013 году. Сократился также и экспорт — 13,5% (до 53,91 миллиардов долларов). То есть потребительский спрос на импортные товары уменьшается. Сохранится ли тенденция? И не рискует ли Украина, введя новый сбор, получить санкции от ВТО и других международных торговых организаций? И главное — хватит ли у украинских производителей резервов, чтобы закрыть внутренний спрос украинскими более дешевыми товарами? Об этом «День» спрашивал у экспертов. Обо всем по порядку.
• После длительных переговоров правительство согласовало с Европейской Комиссией введение сбора. Теперь на очереди ВТО. «ВТО не может возражать, потому что Украина действует согласно 12 статье Генерального соглашения по тарифам и торговле. Эта статья предусматривает, что в случае проблем с платежным балансом или резервами, страна может ввести дополнительный импортный сбор. Поэтому ВТО может разве что собрать Комитет платежного баланса (это может состояться где-то в конце апреля) и рассмотреть этот вопрос. А вводить санкции в данном случае ВТО не может», — заявил «Дню» советник премьер-министра по вопросам стабилизации импорта, экс-заместитель председателя Министерства экономического развития и торговли Украины Валерий Пятницкий. По его словам, в апреле эксперты ВТО будут анализировать представленные Украиной документы о причинах введения импортного сбора, их экономическое обоснование, а также отчет МВФ о состоянии платежного баланса, перспективах и сроках действия сбора. Если эксперты найдут несоответствие процедурам и соглашениями ВТО, то заявят о них. Если нет — могут дать правительству рекомендации, как улучшить платежный баланс. «Но ни санкций, ни других ограничительных действий Комитет инициировать не может», — объясняет Пятницкий и добавляет, что это право отдельных стран-участниц ВТО. По мнению советника премьер-министра по вопросам стабилизации импорта, не стоит ждать сопротивления членов ВТО, потому что у Украины есть веские основания это сделать. Среди них — отрицательный финансовый и текущий счета и значительное сокращение валютных резервов.
• Кроме того, объясняет Пятницкий, введение сбора может улучшить платежный баланс страны, и когда результат станет ощутим, то правительство сможет его отменить еще до конца года.
• Впрочем, не все придерживаются такого мнения. Сбор вряд ли поможет решить ситуацию с платежным балансом, говорит «Дню» первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий. «Импорт и в дальнейшем будет сокращаться, и тогда может вырасти контрабанда. Эти 5-10% будут дополнительным стимулом для роста контрабанды», — объяснил он. По словам Журжия, в группе первоочередного риска первыми окажутся продукты питания.
• О негативных последствиях подобного шага правительство предупреждали и таможенники. Точку зрения фискалов не учли, когда принимали это решение, заявил ранее на одном из заседаний налогового комитета заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко. Тогда он озвучил депутатам возможные последствия подобного шага: «Значительное сокращение импорта, контрабандисты аплодируют стоя, потому что они будут получать потенциальных клиентов. Наша позиция — это не будет инструментом для получения дополнительных поступлений». Макаренко вспомнил 2009 год, когда Кабмин ввел 13% ставку на импорт автомобилей и сразу столкнулся с резким уменьшение автомобилей и появлением соответствующих схем их ввоза. Среди них — разбор автомобиля на детали. Главный таможенник страны заверял, что получить необходимые правительству 17 миллиардов можно и без дополнительного импортного сбора.
• По мнению председателя «Комитета экономистов Украины» Андрея Новака, ситуация со сбором — двоякая. С одной стороны — угроза контрабанды, с другой — дополнительный шанс на развитие внутреннего производства. «Украинское производство из-за подорожания импортных товаров может нарастить производство. Но не все. Многие производители используют преимущественно импортные энергоресурсы и оборудование. Девальвация привела к их подорожанию, что отразилось на цене. Кто может выиграть? Победителей немного: пищевая промышленность, фармацевтика и рынок внутренних услуг», — объяснил он. В остальных сегментах, по его словам, доминирует импортный товар, поэтому ждать чуда перепроизводства не стоит. В целом, убежден эксперт, такой шаг приведет к сокращению потребительского спроса и уменьшению темпов ВВП.
Выпуск газеты №:
№36, (2015)Section
Экономика