«Танго» в Брюсселе
Эксперты — о перспективах договориться с «Газпромом» о транзите газа в ЕС через Украину после 2019 годаДля того, чтобы сохранить транзит российского газа, Украина и РФ должны подписать два договора. Первый — между «Газпромом» и украинским оператором ГТС, второй контракт должен быть на бронирование мощностей компаниями.
Во время трехсторонних переговоров о транзите российского газа в Европу украинская сторона будет настаивать на том, чтобы отношения между Украиной и Россией в этой сфере строились исключительно на европейских правилах. Об этом в Брюсселе перед началом переговоров и заявил исполнительный директор «Нефтегаза» Юрий Витренко.
«Наша позиция очень проста: Украина остается надежным транзитером газа, который способен обеспечить транзит газа из территории России в Европу через территорию Украины в полном соответствии с европейскими правилами. В этом наша позиция незыблема. Мы не готовы идти на какие-то особенные условия, которые были у нас раньше с Россией, фактически кабальные для Украины», — отметил Витренко.
Он отметил: для того, чтобы был продлен транзит российского газа через территорию Украины, должны, по крайней мере, произойти два события. С одной стороны, должен быть заключен контракт между «Газпромом» как оператором ГТС России и украинским оператором ГТС, чтобы заинтересованные компании могли забронировать эти мощности, и через Украину газ шел транзитом. С другой стороны, должен быть контракт на бронирование этих мощностей компаниями, которые будут получать эти объемы газа.
«Наилучший вариант для Украины — чтобы европейские компании бронировали эти мощности и покупали газ на границе Украина-Россия. Следовательно, это может быть как российский газ, так и газ из Средней Азии — Туркменистана, Узбекистана, Казахстана или любой другой, который прошел транзитом по территории России», — сказал представитель «Нефтегаза».
По его словам, забронировать такие мощности может и «Газпром» как компания-поставщик. Но, исходя из текущих подходов российской стороны к этим переговорам, шансы на такое развитие событий украинская сторона оценивает как невысокие.
Напомним, второй раунд политических трехсторонних переговоров при участии представителей Еврокомиссии, Украины и России о будущем транзите газа через Украину состоялся вчера — 21 января 2019 года. Встреча прошла при участии заместителя председателя Еврокомиссии по делам Энергосодружества Мароша Шефчовича, министра иностранных дел Украины Павла Климкина и председателя НАК «Нефтегаз Украина» Андрея Коболева, министра энергетики РФ Александра Новака и председателя «Газпрома» Алексея Миллера. Консультации накануне этой встречи, как писал «День» («Нельзя исключать очередной газовый кризис», «День» от 10 января), — российская сторона проигнорировала. Поэтому энергетические эксперты — в частности президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил ГОНЧАР — убеждены, что Россия будет затягивать максимально решение транзитного вопроса, и может даже пойти на обострение.
«Не следует забывать, что «Газпром» — это российская «матрешка». И возможно, его коммерческая составляющая была бы за то, чтобы заключить с НАК «Нефтегаз Украины» новый долгосрочный контракт. Но главную «скрипку» в этой партии играет «матрешка», которая сидит в Кремле. И как раз там директивы для газовых переговоров с Украиной остаются неизменны. Я не исключаю того, что при определенных обстоятельствах российская сторона может пойти на обострение отношений с Украиной. Это не проявится в Брюсселе во время встречи. Но в дальнейшем нельзя исключать очередной газовый кризис. Цель — доказать европейцам, что нужно форсировано закончить «Северный поток-2». Ведь пока политически ситуация в Европейском Союзе очень шаткая. Видим, что даже в Германии, которая еще четыре года назад практически единогласно на правительственном уровне поддерживала проект «Северный поток-2». Зато сейчас мы видим там разночтения. Это придает нервозности в Москве, но думаю, что пока Кремль будет идти тем же путем — строить «Северный поток-2» и игнорировать украинские требования, но так, чтобы излишне не слить европейскую бюрократию», — заявил Гончар.
КОММЕНТАРИЙ
«ЕСЛИ РФ ТАКИ РЕАЛИЗУЕТ СВОЙ СЦЕНАРИЙ И РАЗВЕРНЕТ СВОЙ ЭКСПОРТ ГАЗА ОТ УКРАИНСКОЙ ТРУБЫ, ТО ЛИБО ЕС, ЛИБО НАМ ПРИДЕТСЯ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ РАСХОДОВ»
Юрий КОРОЛЬЧУК, основатель Фонда энергетических стратегий:
— Полгода «Нефтегаз» выполнял домашнее задание — готовил передачу ГТС. До того они два года блокировали это и разделение. Но наконец их дожали, и они в конце декабря это сделали.
Сейчас два вопроса: ЕС и «Нефтегаз» должны определиться, какие объемы российского газа будут идти через украинскую ГТС. То есть «Газпром» фактически передал ЕС этот вопрос. ЕС внутри себя должен определиться — какие компании и сколько газа будут брать через Украину.
Исчезает возможность у ЕС, как раньше, дозаказывать через Украину газ. Теперь «Газпром» будет давать дополнительные объемы через другие направления — «Северный поток» и «Турецкий поток». И ЕС перед дилеммой: как гарантировать прогнозируемый режим работы ГТС Украины.
Но проблема еще в том, что оператор ГТС будет создан — реально — только к октябрю, и в связи с выборами процесс нового договора начнется (реально) только в ноябре.
К затягиванию процесса привела позиция «Нефтегаза» и Коболева. Сознательная? Наверное, да. Ведь есть еще вопрос Стокгольмского арбитража, и без него нового договора не будет. Есть запасной вариант ЕС — временный договор до 2023 г. Но это тоже плохо. Тогда уже начнет действовать «Северный поток-2», и поле для маневра будет меньшим.
Пока эти переговоры являются промежуточными. Все закрутится после лета.
Если РФ таки реализует свой сценарий и развернет свой экспорт газа от украинской трубы, то либо ЕС, либо нам придется взять на себя финансирование операционных расходов, которые вырастут при транзите 50 и менее миллиардов кубометров через ГТС. Еще один вопрос: кто нам оплатит реконструкцию ГТС для уменьшения ее мощности с нынешних минимальных 80—90 млрд до 30—40 млрд. Об этом не говорят вообще пока.
Выпуск газеты №:
№10, (2019)Section
Экономика