Как несвоевременны решения власть имущих. Когда они за что-нибудь, наконец, после долгих сомнений решаются взяться, жизнь уже ушла вперед, и они снова остаются перед разбитым корытом.
Павел Скоропадский, украинский государственный, политический и общественный деятель, последний гетман Украины

Тарифы, которые спасут экономику

О причинах и последствиях реформ в энергетическом секторе Украины
15 мая, 2019 - 18:45
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

в парламенте состоялись слушания по поводу введения с 1  июля новых правил на энергорынке. Стоимость электроэнергии является критически важной для экономики, а следовательно, это событие является одним из важнейших на следующих пару месяцев. Вопрос очень сложный. С одной стороны, есть куча рисков, связанных с ростом цен и даже стабильностью системы. С другой — свободное ценообразование и свобода выбора поставщика — это модель, к которой стремились украинские правительственные чиновники и бизнес. Между тем «Укрэнерго» готовится к запуску рынка электроэнергии с 1 июля, однако его запуск может быть отложен. Об этом на пресс-конференции в Укринформе сказал руководитель ДП «НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук. «Данный закон разрабатывался достаточно долго — под руководством Энергетического содружества. Настоящий документ имел очень много правок и обсуждений. Осталось немногим более 1,5 месяца до запуска нового рынка. Все громче звучат голоса представителей общественности, что интересы потребителя не полностью защищены», — сказал Ковальчук. По его словам, есть два аспекта готовности рынка: первый  — процедурная и техническая готовность, в частности исполнительной власти, НКРЭ КП, ГП «Энергорынок», ГП «НЭК «Укрэнерго», а второй аспект — готовность институционных отношений между участниками будущего рынка. «Если рынок запускается с 1 июля, идентифицированные проблемы — это хорошо. Если какие-то из этих проблем станут слишком актуальными, они будут требовать немедленных решений со стороны правительства, парламента, регулятора. Этот вариант является абсолютно нормальным, он поддерживается. Но вопрос конкурентности на рынке остается лично для меня абсолютно не определенным, мы видим много возможностей, чтобы контроль над ценами перешел в руки нескольких компаний», — заметил глава «Укрэнерго». Он не исключил краткосрочного перенесения внедрения рынка — на 2-3 месяца или перенесения на 2020 год. «Однако базовый сценарий         — запуск рынка с 1 июля 2019 года без каких-либо переносов», — отметил Ковальчук.

Как тарифы на газ, тепло и электроэнергию могут «убить» отечественную экономику, и почему так важно сегодня провести реформу рынка энергоснабжения в Украине          — далее в материале «Как поднятие тарифов тормозит экономику» кандидата экономических наук Романа ЯКОВЕНКО.


Стойкое, постоянное повышение цен на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства можно считать единственным следствием государственной макроэкономической политики, которую осуществляет государство и его органы власти в течение последних пяти лет.

Отсутствие какой-либо обоснованности постоянного повышения коммунальных тарифов (цен на коммунальные услуги), превышение общей суммы коммунальных услуг над уровнем платежеспособности населения в разы, манипулирование и злоупотребление информацией относительно деятельности производителей коммунальных услуг, горизонт геометрической пропорции роста бедности и задолженности населения в результате таких процессов обусловливают кризисное и безнадежное состояние экономики Украины.

КАК ДОРОГОЙ ГАЗ «ГРАБИТ» ПОТРЕБЛЕНИЕ

Цены на коммунальные услуги осуществляют непосредственное влияние на развитие экономики Украины: чем больше происходит рост цен на энергоносители и на другие коммунальные услуги — тем меньше денег остается у населения для приобретения товаров первой необходимости, не говоря уже о ценных вещах. Так, очередное повышение цен на коммунальные услуги искажает бюджетную линию потребителя, формируя ошибочные приоритеты потребления по недоступным ценам. Сегодня расходы на коммунальные услуги для большинства граждан Украины занимают первое место по расходам, особенно в отопительный период для людей, которые имеют централизованное отопление. Питание и приобретение одежды у большинства людей в современных условиях происходит по остаточному принципу.

Напомним, что за последние годы тарифы в среднем выросли на 745%, цены на газ выросли на 1080%, на отопление — на 1220% с 1 января 2014 года. Задолженность по тарифам с 2013 года увеличилась в 5,2 раза и составляет 2,3 млрд дол. США. Отметим, что такого повышения цен на стратегически важные товары никогда не чувствовала ни одна страна в мире, которая не была обременена гиперинфляцией. Понятно, что такой рост разрушает экономику как со стороны потребления (минимизация расходов и свободных денег в экономике), так и со стороны производства (убыточность и уничтожение предприятий и отраслей, которые используют в качестве главных ресурсов газ и электрический ток).

Если пересмотреть научные публикации по этой проблематике с начала 2000-х годов, то в первую очередь там шла речь о повышении расходов производства и низкой платежной дисциплине населения. В настоящий момент представители соответствующих министерств, отраслей и другие лоббисты жилищно-коммунальных сверхдоходов не говорят о структуре расходов услуг, которые предоставляются населению, полностью игнорируя требования общества и здравого смысла. Мотивирование необходимости повышения цен на жилищно-коммунальные услуги (далее — ЖКУ) осуществляется в соответствии с виртуальными величинами, тенденциями и процессами, и являются, в большинстве случаев, искривлением фактов или их манипуляцией. 

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Заработная плата работников, которые так или иначе задействованы в создании ЖКУ, не дает возможности не то что воспроизводить рабочую силу, а даже платить за эти самые услуги. Парадоксальная ситуация: наличие задолженности по заработной плате шахтерам, одному из звеньев, которое обеспечивает создание электроэнергии, цена которой является завышенной.

МИФЫ И МАНИПУЛЯЦИИ

В соответствии с законом стоимости — цена реализации товара заключается в соответствии расходов на производство товара его обменному эквиваленту. При этом структура расходов производства и предоставления ЖКУ пребывает в состоянии постоянной трансформации, обогащаясь «новациями». Усовершенствование методик калькулирования поможет повысить обоснованность тарифов на ЖКУ. В последнее время к составляющим тарифам, кроме сомнительных долгов, признанных штрафов, пени, расходов на социально-культурные мероприятия, относят еще три группы элементов. Во-первых, это расходы природных ресурсов на временно оккупированных территориях и в Крыму, получать плату за которые нет никаких возможностей. Во-вторых, компенсация за системные прорывы и аварии устаревшей инфраструктуры, которая не амортизируется и не обновляется. И в-третьих, в современных условиях и при активном применении информационных рычагов главными становятся расходы на формирование общественного мнения относительно цены, ценности и потребления этого товара населением. К субъектам такой деятельности относятся: представители соответствующих министерств, национальных комиссий, ведомств, служб и структур, народные депутаты разных уровней, общественные активисты, «экспертная» среда, журналисты, пресс-секретари, публицисты и тому подобное. Это делается для сдерживания общественного недовольства, «промывания мозгов» и продувания карманов.

Одним из способов информационного злоупотребления тарифной политикой является аргументация наподобие «поднятия тарифов до уровня рыночных» или «установления рыночных цен». Отметим, что рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения, через взаимосогласование интересов потребителя и продавца. Потребитель в системе ценообразования ЖКУ никакого участия не принимает, поскольку отрасль тотально монополизирована. Рыночная система характеризуется свободой экономических действий всех экономических субъектов и большим количеством независимых один от другого продавцов и покупателей. Поэтому монополизация для рыночной системы нежелательна, даже в сфере предоставления коммунальных услуг, где существенным является эффект масштаба производства. И любые рассказы о том, что тарифы на коммунальные услуги являются рыночными, — чистый абсурд и ложь, поскольку эти услуги предоставляют естественные монополии, которые не могут быть рыночными по своей экономической природе.

Также рыночные цены не может устанавливать государственный контролирующий орган, в нашем случае                — это НКРЭКУ, Кабмин, местные советы народных депутатов и их исполнительные органы. Если имеет место внешнее, правительственное вмешательство — цена является административной, и отнюдь не рыночной. Следовательно, она устанавливается необъективно, без учета реальных расходов производства (в данном случае имеем их существенное завышение), потребностей и платежеспособности потребителя.  

Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий является наличие в определенных отраслях исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей. То есть для общества будет выгоднее (дешевле) производство продукции одной большой компанией, чем несколькими или многими мелкими фирмами. Таким отраслям обычно предоставляются исключительные государственные привилегии. Но в обмен на это исключительное право поставлять электричество, воду или услуги автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Вместо этого мы наблюдаем постоянное повышение цен вопреки мировым тенденциям, здравому смыслу и декларациям правительства. Начиная с 2005 года, индекс потребительских цен на услуги отопления и горячего водоснабжения в среднем растет ежегодно на более чем 26%.

Также информационное злоупотребление происходит путем применения риторики относительно необходимости уплаты за природные ресурсы Украины по ценам европейского рынка, манипулируя названиями таких городов, как Роттердам, Дюссельдорф и тому подобное. Спецификой функционирования мирового рынка является то, что он ориентируется на наивысший уровень развития продуктивных сил, и мировая цена, как правило, выше или ниже, чем уровень цен внутри страны или на локальном международном рынке. Страны с адекватной государственной экономической политикой, действительно производя товары и услуги, в создании которых они имеют абсолютные или сравнительные преимущества, увеличивают экспорт такой продукции, накапливают валютные поступления, стабилизируют платежный баланс и валютный курс. Новейшая история Украины свидетельствует о безудержном желании «правящего» класса получать сверхдоходы именно за счет продажи гражданам внутренней продукции по внешним ценам.

Несмотря на понимание монопольной сущности «рынка» ЖКУ, поставщики обязательного товара не теряют попытки убеждения населения в наличии конкуренции в этих отраслях. Так, например, в Украине произошла мнимая смена поставщика газа (на смену облгазам якобы пришел «Нефтегаз»), однако единственное, к чему это привело — это очередное унижение населения, связанное с переоформлением, перезаключением договоров, выстаиванием очередей, снятием остатков на счетах и тому подобное. К повышению качества услуг это не привело, изменению цены — тоже. Изменилось всего лишь название компании, ее расчетный счет, и даже помещение, где происходит оформление, — осталось тем самым. Следовательно, вроде бы произошло конкурентное изменение, которое: 1) произошло без какого-либо учета мнения потребителей; 2) не привело ни к каким позитивным сдвигам в сфере предоставления услуг. 

Отсутствие адекватной амортизационной и инвестиционно-модернизационной политики жилищно-коммунальных предприятий может использоваться для укрывательства коррупции в сфере государственных закупок другими субъектами. Пример: укладка асфальта по завышенной стоимости и разрыв трубопровода, ремонт которого требует снятия этого асфальта и приводит к невозможности установления факта злоупотребления в сфере общественных финансов.  

СПРОС И МОНОПОЛИЯ

Закон спроса свидетельствует об сокращении объемов потребления в случае повышения цены на товар/услугу. Он содержит 4 обоснования, рассмотрим 2 из них:

1. Эффект замещения, стремление заменить ценный товар более дешевым. Учитывая, что следует выбирать между разными группами энергоносителей, право на поставку которых принадлежит в Украине исключительно олигархам, такое дело может привести к улучшению экономического положения определенного домохозяйства и перераспределению между отдельными олигархическими группировками. Для экономики в целом переход от централизованного отопления к индивидуальному пользы не принесет. Сокращению сверхдоходов непродуктивной олигархической прослойки может способствовать лишь общий отказ от ЖКУ и переход к реальным природным ресурсам (например, отопление дровами).

2. Эффект дохода. Снижение цены товара увеличивает реальную покупательную способность дохода потребителя, что дает возможность купить больше данного товара, чем раньше. Однако в сфере коммунальных услуг действует олигархически-административный храповик, который неспособен двигаться в направлении уменьшения, в результате азиатской модели формирования неограниченных, исключительно материальных потребностей у всех лиц, которых причастны к возможности получения сверхдоходов.

Учитывая низкую эластичность спроса на ЖКУ (чувствительность потребителей к изменению цен, что выражается в сокращении объемов приобретения товара в случае роста его цены), потребитель, в соответствии с законом спроса, в случае повышения цены на эти услуги не может соответственно сокращать объемы приобретения, а учитывая то, что он не может отказаться от потребления этого товара, это приводит к формированию и увеличению задолженности. 

Постоянные скачки в ценах на коммунальные услуги приводят к невозможности создания сбережений и выкачиванию свободных средств и сбережений населения через пылесос повышения тарифов. Это существенно сокращает совокупный спрос и тормозит развитие малого частного бизнеса. Также теряется часть инвестиций, в которые может быть превращена определенная доля сбережений населения, а следовательно — тормозится экономический рост.

Повышение цены на отопление (к которому причастны органы местной власти) делает невозможным содержание более, чем 2-комнатных квартир. Трехкомнатная квартира становится непозволительной роскошью. Об этом свидетельствует избыточное предложение многоквартирного (более 3 комнат) жилья на рынке недвижимости с соответствующим падением цены. Если такая тенденция будет сохраняться и в дальнейшем — трехкомнатные и более по площади квартиры сравняются с ценой с одно— и двухкомнатными квартирами или даже и будут дешевле их в связи с избыточной стоимостью их содержания.

В этом содержится непосредственный демографический аспект. Согласно медицинским исследованиям, здоровье населения не ухудшается, если обеспеченность жильем составляет не менее 28,5 кв. м общей площади на 1 человека. Следовательно, или здоровый — или бедный (нищий). 

Как хорошо известно, повышение цен на товары, обязательные к уплате, при снижении покупательной способности населения (в первую очередь в результате девальвации гривни) требуют покрытия разницы, то есть государственной помощи. Общая сумма субсидий, предназначенная для компенсации расходов семей на оплату жилищно-коммунальных услуг в январе-феврале 2019 года, составила 518 млн грн, что на 47,1% или на 156,9 млн грн больше аналогичного показателя прошлого года (показатели приведены без учета Крыма и временно оккупированных территорий). С начала текущего года субсидии назначены 549,1 тыс. семей, что составляет 118% от тех, кто обратился за ними, и в 1,7 раза выше соответствующего показателя 2018 года. Средний размер компенсации расходов на коммунальные услуги на одно домохозяйство на протяжении года сократился на 0,7% и составляет 998,6 грн. И это при том, что цены выросли.

В феврале Кабмин Украины утвердил монетизацию субсидий с марта 2019 года. За первый день монетизировано (выдано наличными) 350 млн грн.    

Интересным способом переложить ответственность за повышение тарифов, в частности на газ (при явном ухудшении его качества), является информирование населения относительно требований об этом со стороны МВФ, который без этого отказывается предоставлять займы. Это также является манипуляцией, поскольку повышение цен на газ требует увеличения субсидий, а значит государственных расходов, а следовательно — и очередной разбалансировки государственного бюджета. Кроме того, существуют много более достоверных способов уменьшения бюджетного дефицита и получения налоговых поступлений в бюджет. В первую очередь — введение прогрессивного налогообложения и ликвидация «дыр» в сфере таможенного контроля и контрабанды.

Почему существует потребность в кредитах МВФ? Из-за того, что плохо работает экономика, уменьшается платежеспособный спрос... в результате роста цен на ЖКУ!

МОНОПОЛИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рассмотрим теперь существующую проблему со стороны предложения. Ее закон свидетельствует о следующем: между ценой на товар и объемами его производства существует прямая зависимость: увеличение цены вызывает увеличение объемов производства и наоборот. Приводит ли постоянное увеличение цены к увеличению объемов предложения в сфере ЖКУ — нет. Об этом свидетельствует оценка премьер-министра Украины деятельности НАК «Нефтегаз» Украины (о чем уже отмечалось выше) относительно пассивности в сфере увеличения добычи собственного газа. Если мотивация руководства НАК «Нефтегаз Украины» останется неизменной, то мы можем увидеть не то что увеличение, а даже уменьшение добычи собственного газа. 

Рассмотрим общие приемы продаж, которые применяют к населению монополисты. Прием создания искусственного дефицита — несколько раз были попытки того же «Нефтегаза» создавать панику, говоря об ограничении поставок газа из РФ, хотя до этого вообще шла речь о том, что газ из страны-агрессора мы не получаем.

Второй «прием — «из другого города» — используется в соответствии с попыткой завышения расходов на ЖКУ. По оценкам многих экспертов, формула оплаты электроэнергии «Роттердам+» использует ошибочную информацию относительно закупки и транспортировки угля для производства тока из Западной Европы, хотя в действительности происходит его приобретение из временно оккупированных территорий. Так же происходит закупка российского газа через фирмы-»прокладки», который декларируется как газ, приобретенный у европейских компаний. 

Подавляющее большинство предприятий, которые предоставляют коммунальные услуги, приватизированы и принадлежат очень ограниченному кругу лиц. Таким образом, каждое повышение коммунальных тарифов перераспределяет доходы от частного малого бизнеса, который производит товары первой необходимости, в карманы олигархов, которые являются владельцами естественных монополий в нашем государстве. Таким образом происходит разрушение рыночной экономики и формирование экономической системы государственного монополизма.  

Интересно то, что многие из этих олигархов прямо или опосредствовано финансируют северного агрессора, следовательно — создается впечатление, что население Украины через цены на коммунальные услуги вынуждают финансировать системные атаки на независимость украинского государства.

Долги от населения по имеющимся ценам катастрофические. Абсолютно понятно, что дальнейшее повышение цен на природный газ эту проблему не урегулирует, а только углубит и обострит.

Для чего происходит нагромождение долгов — для формирования балансового долга поставщика ЖКУ. Именно этот объем можно будет «вытянуть» из госбюджета, используя парламент для «спасания» НАК «Нефтегаз Украины» — абсолютно ненужной компании, черной дыры бюджета Украины, в которой исчезает благосостояние среднестатистических граждан. Это надежнее, поскольку на уплату повышенных тарифов населением надеяться не стоит.

В отдельных городах происходят попытки введения абонентской платы за пользование газовой сетью с целью увеличения сверхдоходов еще в разы, используя наработки СССР, не вложив ни одной копейки в амортизацию, не говоря уже о модернизации.

Ни одно повышение цен никогда не ликвидировало проблему задолженности — наоборот — оно приводило только к ее росту. Следовательно, либо кто-то сознательно пытается обанкротить газовую сферу, или ничего не понимает вообще. Скорее всего, идет речь о возможности злоупотребления в бюджетной сфере, которые вызваны «необходимостью выделения средств для спасения стратегически важного предприятия и отрасли». Возможно, именно такая формулировка (или подобная) будет применена для перераспределения государственных средств в нужную сторону.

Закон Паретто утверждает, что чем выше доходы получает одно лицо, тем меньше получает другое. При этом перейти к группе более обеспеченных лиц значительно проще лицу, которое уже достигло высокого уровня доходов, чем лицу с низкими доходами; а простота этого перехода растет пропорционально количеству денег, которые они имеют в своем распоряжении. Следовательно, чем больше население тратит денег на коммунальные услуги, тем беднее оно становится и тем больше обогащаются владельцы и управленцы жилищно-коммунальных предприятий.

Интересно, что этот разрыв увеличивается не только за счет теневых доходов, но и официальных зарплат и премий. Существующее законодательство позволяет представителям определенных компаний устанавливать зарплаты и премии по собственному желанию, ничем при этом не ограничиваясь. Следствием этого является мнимый рост средних показателей доходов в отрасли и по стране и тотальное реальное обеднение большинства населения. Это приводит к сплошной нивелировке средних показателей.

Владельцы и управленцы имеют привычку на полученные премии и гиперзарплаты покупать иностранную валюту и выводить ее за границу. Это приводит к скачкам валютного курса (рост спроса на иностранные валютные ресурсы при неизменности их предложения), очередной девальвации гривни и ухудшению жизни населения Украины.  

Ограничение доходов населения и несостоятельность удовлетворения во многих случаях, даже первичных потребностей в результате роста цен на ЖКУ и врожденной порядочности многих жителей нашей страны, что вынуждает их платить в первую очередь именно за ЖКУ, делает невозможным цивилизационное движение населения, которое заключается в уменьшении части материальных потребностей по сравнению с нематериальными.

Административно-олигархическое давление вынуждает граждан Украины потреблять газ и нефть, сырьевые признаки 70-х годов ХХ века и четвертого технологического уклада по завышенным ценам, с целью личной психологической, все более мощной деградации представителей «руководящего класса». В то время, как мировое постиндустриальное общество постепенно отказывается от газа и нефти как главных загрязнителей окружающей среды.

ПОСЛЕДСТВИЯ И ВЫВОДЫ

В Украине имеет место принципиально новый тип экономических циклов — гиперкороткие «сезонные коммунальные» циклы. Они определяются сменой погодных сезонов и интенсивностью использования разных ЖКУ, в первую очередь речь идет об энергоресурсах, которые используются для отопления. Кризис такого цикла приходится на отопительный сезон, когда расходы граждан равняются их доходам или даже превышают их, соответственно и количество денег в экономике сокращается до минимума и направляется в карманы олигархата, а пиковая точка такого цикла совпадает с периодом минимального расхода денег и, соответственно, направления денег в частный бизнес.  

Постоянное повышение на коммунальные услуги приводит к таким негативным последствиям:

— сокращение совокупного спроса, падение ВВП из-за уменьшения объемов потребления продукции малого бизнеса, роста дефицита бюджета;

— рост задолженности в сфере коммунальных услуг, которую будут «гасить» через прямые выплаты из государственного бюджета, что также будет приводить к увеличению дыры в бюджете;

— увеличение разрыва в доходах самых богатых и самых бедных граждан, направление части доходов украинских монополий на финансирование армии агрессора (в том случае, если владельцем компании являются представители России);

— разрушение рыночной экономики в Украине, повышенная угроза дефолта, постоянные прыжки валютного курса, что связано со скупкой и выведением валюты за границы Украины владельцами естественных монополий.

Единственным выходом из ситуации, которая сложилась, является национализация предприятий, которые предоставляют коммунальные услуги, их внешний аудит и создание народных наблюдательных советов и формирование понятных и экономически обоснованных цен. Необходима национализация имущества лиц, которые получили гипердоходы за счет контроля и/или управления монопольными или монополизированными отраслями и возвращение убытков населению и субъектам малого бизнеса, которые пострадали в результате беспредела в сфере ценообразования ЖКУ. Это создаст ускорение для развития бизнеса, через увеличение возможностей как в производстве, так и в потреблении; приведет к реальному пополнению бюджета.

Для усиления общественного контроля и выявления реальных, а не скрытых монополий, целесообразно повышать уровень информатизации населения и углублять его экономическое мировоззрение. Очень важен общественный контроль за деятельностью Антимонопольного комитета Украины, его системная отчетность.

Роман ЯКОВЕНКО, кандидат экономических наук, г. Кропивницкий
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ