Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Тень», которая питает коррупцию

2,5—3 миллиона государственных сельхозземель сданы в аренду без аукционов, — эксперты
29 марта, 18:49
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Гражданское общество Украины обеспокоено доминированием теневых схем на многих отечественных рынках и тем, какие цифры за этим стоят.  Речь идет, в частности, о рынках, деятельность на которых государство позволяет, но при этом финансовые потоки из них обходят государственный бюджет. По словам основателя Украинского центра стратегических исследований Максима Карижского, это, в частности, рынок так называемых государственных лотерей, который «функционирует преимущественно вне налоговой отчетности». Ссылаясь на народных депутатов и экспертов, Карижский указывает, что только за возобновление лицензирования этой деятельности ежегодно могло бы поступать как минимум 5 миллиардов гривен.

Напомним, украинский лотерейный рынок держится исключительно на трех китах. Это оператор «МСЛ», у которого лицензия на все виды лотерей, Украинской национальной лотерее (числовые лотереи), и ПрАТ «Патриот» (мгновенные лотереи). «Патриот» через кипрскую Cehriba Investments Limited входит в инвестиционный холдинг Finstar российского миллиардера Олега Бойко, который в России владеет еще и лотереей «Победа». Кто догадается, на что идут доходы от нее? ООО «МСЛ» контролирует один из самых богатых жителей РФ — Михаил Фридман. «Украинская национальная лотерея» принадлежит оффшору с Виргинских островов.

В развитых странах бюджетные поступления от лотерей составляют не менее 1—2% доходной части главной сметы. Несложный расчет показывает, что в Украине лотереи должны были бы платить в бюджет от 7 до 14 миллиардов гривен. Зато в 2013 году в украинский бюджет поступило от лотерейной отрасли всего 320 миллионов гривен.

Значительно больше финансовых возможностей, чем у теневых лотерей, имеют те, кто пользуются государственными сельскохозяйственными землями, отмечает Карижский. По его мнению, таких земель в Украине около 10 миллионов гектаров. А годовая стоимость аренды в стране — $37 за гектар. Следовательно, в бюджет не попадают 370 миллионов гривен.

В действительности же в 2013 году (последних данных нет) получено, по данным из открытых источников, всего 38 миллионов гривен, то есть на порядок меньше, замечает Карижский. Он объясняет существование таких цифр деятельностью лоббистов, которые заинтересованы в статус-кво, а следовательно, настаивают на том, что избавиться от соответствующих схем можно лишь путем принятия законов. Они хорошо знают, что изменение законодательства далеко не простая вещь. Это, по его словам, сложная преграда. Поэтому отсутствие законов, как убеждают лоббисты, мешает навести порядок. Но, по мнению эксперта, в землепользовании достаточно внедрить надлежащую отчетность, по лотерейному делу — ежегодное лицензирование.

Карижский отмечает, что «такие бизнесы, как игральный, добыча янтаря, использование государственных сельскохозяйственных земель и другие, нужно выводить из тени даже не из-за того, что они могут обеспечить огромные дополнительные доходы в бюджет, а потому, что именно теневой сектор экономики питает коррупционные отношения».

И действительно, распорядителем земель государственной собственности сегодня выступает Госгеокадастр. В то же время он исполняет и обязанности регистрационного органа. Сочетание этих функций создает конфликт интересов и является питательной средой для коррупции. Государство имеет 5,5 миллиона гектаров пахотной земли и 2,5—3 миллиона из них сданы в аренду, причем не на аукционах, а значит, на коррупционных принципах.

Советник министра внутренних дел по вопросам коррупции в аграрном секторе, депутат Верховной Рады VII созыва, глава Антирейдерского комитета Михаил Апостол считает, что теневой сектор землевладения возник из-за того, что «инвентаризация земли не осуществлялась, большая часть земель находится в постоянном льготном пользовании, слишком много земель остается у разных министерств, учебных и научных заведений. Только на этом государство теряет около 30—40 млрд. Коррупционные схемы процветают».

В частности, аграрии озвучивают данные о том, что средний откат чиновнику от сельхозпроизводителя, который арендует государственный земельный участок по теневой схеме,  составляет 10% стоимости аренды.

Руководитель исследовательских программ Центра содействия реформам Георгий Чижов уверен, что «вывести из тени экономику сможет общественное давление. Ведь оно намного эффективнее любого институционного органа типа НАБУ и т.п. Пока не будет общественного давления, до тех пор один коррупционный чиновник будет сменять другого».

«Много направлений экономики находится в тени по псевдоморальным причинам, — отмечает политолог Петр Олещук. — Именно запреты порождают теневой бизнес, в котором крутятся серьезные деньги и который поддерживается лоббистами». «Запрещенный игральный бизнес существует, — отмечает политолог, — существует вне нормальной государственной регуляции, а следовательно не приносит государству денег. Это ненормально, и должно быть изменено». Он считает, что лотереи, которые работают якобы легально, на самом деле находятся в тени. Одна из причин этого заключается, по его мнению, в том, что Министерство финансов до сих пор не разработало условия для продления и обновления лицензий».

«Теневая экономика и коррупция порождают и кормят друг друга, — убежден еще один советник министра внутренних дел, глава общественного совета МВД Владимир Мартыненко. — Коррумпированность всех ветвей власти — основная причина возникновения и ведения теневого бизнеса. Именно коррупция вынуждает вести бизнес в тени. В Украине нет ни одного сектора экономики, который был бы на 100% открытым. Абсолютно во всех секторах есть «тень», а соответственно и коррупция».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать