Тендер на тормозах
Платой за судебную ошибку может стать остановка атомных реакторов
Лето — время ремонтов на атомных станциях. Так, 20 июля четыре из 15 энергоблоков украинских АЭС были на ремонте. И пока, слава Богу, никаких чрезвычайных происшествий не зафиксировано. Но, как говорится, не зарекайся, а будь бдительным и работай. И тем не менее, такие наставления помогают далеко не всегда. Как бы ремонтники не напрягались, но сегодня есть опасность, что контролирующие органы могут запретить пуск некоторых отремонтированных в соответствии с регламентом энергоблоков. Дело в том, что сегодня существует угроза срыва графика реконструкции системы автоматической пожарной сигнализации... Каждый, даже и не атомщик, кто пережил время Чернобыля, знает, чем это чревато.
Названный график в конце прошлого года был разработан НАЭК «Энергоатом» и согласован с Министерством по вопросам чрезвычайных ситуаций и Госкомитетом ядерного регулирования. Им предусмотрен порядок усовершенствования и замены систем пожарной безопасности.
В чем же дело? Оказывается, Хозяйственный суд города Киева 19 мая признал недействительным решение тендерного комитета «Энергоатома», которым определялся поставщик противопожарного оборудования для энергоблоков №№ 1,2,6 Запорожской АЭС и энергоблока №3 Южноукраинской АЭС. Этим были заблокированы возможности для плановой работы атомщиков по усовершенствованию систем пожарной безопасности. И возникла ситуация, близкая к безвыходной. Работа атомных реакторов без надлежащего обеспечения пожарной безопасности может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому контрольные органы исключают любые поблажки: без противопожарной системы энергоблоки не будут введены в эксплуатацию. Но внеплановый и не обусловленный технологической необходимостью простой энергогенерирующих мощностей — дорогое удовольствие. «Безработные» сутки одного энергоблока обходятся в 1,8 млн. грн. Если же будут остановлены все четыре упомянутых реактора, то, кроме денежных потерь (7,2 млн. грн. ежедневно), появятся риски уже другого порядка. Могут возникнуть риски экологических катастроф и развала энергетической системы Украины. К тому же, увеличится потребление газа тепловыми электростанциями. А что это значит для страны в нынешних условиях — все понимают без лишних слов.
Логично было бы предположить, что если уж суд подвергает страну столь ощутимым рискам, то у него должны быть для этого веские основания. Располагал ли таковыми Хозяйственный суд г. Киева?
Его решение мотивировано тем, что тендерный комитет использовал квалификационное требование, не отвечающее законодательству. Другими словами, была использована чисто формальная, «бумажная» придирка. Благо (для суда и тех, кто стоит за его решением), Закон Украины «О пожарной безопасности» грешит тем же, чем и сотни других законов и нормативных актов — он не исключает возможности двойного трактования своих положений.
События же, которые привели к означенному решению суда и, соответственно, к срыву работ по реконструкции противопожарных систем атомных блоков, имели совершенно другую подоплеку. Их можно охарактеризовать, как борьбу субъектов экономической деятельности за рынки сбыта, в ходе которой одна из сторон, проиграв честную конкурентную борьбу, не может смириться с потерей «эксклюзивных» (в первую очередь, в ценовом отношении) источников дохода.
Так получилось, что тендерный комитет «Энергоатома» своим решением определил поставщиком оборудования отечественную компанию, которая предложила наиболее выгодные ценовые условия. Расчетная сумма закупки, определенная НАЭК, составляла 120 миллионов гривен. И понятно, что тот, кто предложил поставить продукцию за 71,1 миллиона, стал победителем. Заметим, что среди других участников тендера были такие, чье ценовое предложение (при том же качестве) превосходило эту сумму практически в два раза. Правда, тендерный комитет тем самым «оставил без куска хлеба» компанию, которая ранее уже поставляла подобное оборудование, но, заметим, по двойным, по сути, ценам.
В этих условиях судебное решение, если судить объективно, было принято именно в пользу «обиженного» поставщика. В его же интересах (опять-таки, рассматривая ситуацию объективно) было принято и решение Государственного департамента пожарной безопасности. Им этот орган в конце 2005 года без надлежащих на то оснований аннулировал регистрацию технических условий для производимой победителем тендера продукции. На всякий случай заметим, что, согласно разъяснениям тендерного комитета, Закон «О пожарной безопасности» требует от участников тендеров сертифицировать продукцию до момента подписания контрактов на поставку оборудования, а не до момента проведения тендера.
Кстати, ни наличие надлежащих сертификатов, ни признание в 2003 году компании «поставщиком НАЭК «Энергоатом», ни громкое имя «СЕНСОР-Украина» (System Sensor — транснациональная компания, контролирующая 25% производства пожарных извещателей в мире) не стали гарантией качества. Именно «СЕНСОР-Украина» поставил противопожарные системы на РАЭС-4 и ХАЭС-2. И именно эти системы вызвали целый ряд претензий контролирующих органов к Хмельницкой и Ровенской АЭС. Самое страшное, что, по мнению специалистов, при определенных условиях системы от «СЕНСОР-Украина» могут просто не выполнить свою функцию и не известить вовремя персонал станции о наличии угрозы возгорания.
Сама же история поставки оборудования на РАЭС и ХАЭС началась 23 марта 2004 года. Тогда консорциум «СППАС-Альфа», в который вошли «СЕНСОР-Украина» и ОАО «Завод железобетонных изделий и конструкций», выиграл открытые торги по выбору поставщика оборудования и услуг для замены существующих установок пожарной сигнализации на АЭС с реактором ВВЕР-1000. При этом в письме, адресованном ООО «СЕНСОР- Украина», подчеркивалось, что контракт будет подписан только в отношении РАЭС-4 и ХАЭС-2.
О проблемах, связанных с реконструкцией противопожарных систем на этих энергоблоках, говорилось выше. С ценовыми предложениями мы тоже разобрались. Следовательно, решение тендерного комитета о том, что в дальнейшем «Энергоатом» будет работать с другим партнером, вполне обоснованно и объяснимо.
Впрочем, объяснимо (но не обоснованно!) и желание потерявшей немалую потенциальную прибыль компании попробовать ее вернуть. Тем более, что «специфика» отечественной судебной системы к этому располагает. Страшно то, что вся эта история постепенно превращается в угрозу национальной безопасности.
Решение киевского хозсуда, по сути, не изменило в отношениях заинтересованных сторон ничего. Оно просто заблокировало полноценное функционирование атомно-энергетического комплекса страны. Реакторы, конечно, продолжают генерировать электроэнергию. И, по словам специалистов, запас прочности у существующих противопожарных систем еще есть. Но, как нам кажется, атомная энергетика — не та отрасль, где можно позволить себе хоть малейшую толику риска.
Выпуск газеты №:
№120, (2006)Section
Экономика