Перейти к основному содержанию

Теперь, как никогда ранее, важно не ошибиться

Газовое соглашение с «Газпромом» хорошо иллюстрирует опасность заключения договоров непрозрачным способом
14 июня, 12:02

Наращивание объемов добычи собственного газа позволит Украине перейти к более свободному ценообразованию на внутреннем рынке и снизить зависимость от импорта российского газа. По прогнозу экспертов компании IHS CERA, на протяжении следующих 20 лет Украина может заместить весь импорт собственным газом при условии поступления достаточных инвестиций. Добыча сланцевого газа только на Олесском и Юзовском участках может давать, по разным оценкам, от 5 до 50 млрд кубометров газа ежегодно. Конкретные данные станут известны после получения результатов разведывания и начала бурения, но очевидно, что потенциал сланцевого газа в стране значительный.

Развитие газового сектора также позволит увеличить доходы государственного бюджета. Проблема поиска источников финансирования дефицита государственного бюджета сейчас — одна из самых больших в экономике Украины. Уже в этом году Украина рассчитывает получить около 6 миллиардов гривен от инвесторов, которые начнут разведывание газа на Олесском и Юзовском участках. При условии успешной реализации этих и других инвестиционных проектов государство сможет рассчитывать на существенное увеличение поступлений в бюджет в виде налогов и доходов совместных предприятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ТЕНДЕРА — МАЛО ИНФОРМАЦИИ

Уже почти месяц прошел после объявления победителями тендера на разработку Олесского и Юзовского участков компаний Chevron и Shell. Однако Украина еще не обнародовала исчерпывающую информацию относительно результатов этого тендера. Представители правительства только отметили, что выбранные инвесторы предложили вдвое больше от установленной государством минимальной суммы инвестиций и вдвое большую долю государства в распределении продукции. Правительство не раскрывает все данные относительно содержания заявок компаний и критериев выбора победителей или условий относительно соглашений о распределении продукции (СРП). Практика укрывательства информации может и нивелировать тот положительный факт, что в первом конкурсе приняли участие известные международные компании, и может навредить инвестиционному климату.

Все участники процесса заинтересованы увидеть большую прозрачность со стороны правительства. С одной стороны, участники конкурса, которые не выиграли (Eni, Exxon Mobil и TNK-BP), наверняка хотели бы убедиться, что правительственное решение было справедливым и что выбранные компании действительно предложили наилучшие условия относительно объема инвестиций и доли государства в распределении продукции. Если правительство будет скрывать эту информацию, компании могут заподозрить нечестную игру и потерять интерес к участию в будущих конкурсах. Украина уже анонсировала другие тендеры, в частности — относительно разработки Форосского и Скифского участков на шельфе Черного моря.

С другой стороны, компании-победители хотели бы скорее получить окончательное подтверждение результатов конкурса и заключить соглашения с правительством о распределении продукции. Сейчас власть обещает подписать эти документы до конца 2012 года и непонятно, почему на это нужно так много времени. Однако пока соглашения не подписаны, гарантий соблюдения договоренностей практически не существует и остается риск теневого пересмотра обязательств победителей: как в сторону их сокращения, так и в сторону увеличения. Если произойдет последнее, инвесторы могут ограничить бюджеты, запланированные на разработку месторождений. Что, в свою очередь, может отсрочить начало добычи сланцевого газа в стране.

Наконец, местное общество доныне не проинформировано об инвестиционных планах и ожидаемых экологических и других последствиях добычи газа. Более того, мнение общественности было проигнорировано в самом начале (когда правительство отменило необходимость проведения региональных слушаний), что подкладывает мину замедленного действия для компаний. Из-за нехватки официальной информации будет распространяться недостоверная информация относительно сланцевого газа и инвесторов, что может привести к общественному сопротивлению разработке месторождений.

Если интересы инвесторов или общества будут проигнорированы, это будет увеличивать риски для успешного проведения следующих тендеров и добычи сланцевого газа. Украина не может позволить допустить во второй раз большой международный скандал, как вокруг компании Vanco, когда фактически проиграли обе стороны судебного процесса. Правительство должно гарантировать баланс всех интересов посредством прозрачных и справедливых тендеров и соглашений, а также посредством последовательной энергетической политики.

БЫТЬ БОЛЬШИМ «РОЯЛИСТОМ», ЧЕМ КОРОЛЬ

Без преувеличения Украина должна стать примером для мира относительно сопровождения инвестиций в добычу сланцевого газа. Несмотря на очевидный интерес к Украине, инвесторы не будут бороться за доступ к отечественным недрам так, как, например, они бы это делали в более богатых на ресурсы Казахстане или России. Украина должна внедрить наилучший опыт государственно-частного партнерства в энергетике, даже если этого не будут требовать инвесторы или международные обязательства. Другими словами, Украина должна выйти на уровень Норвегии, которая считается лидером в налаживании прозрачных отношений между государством и бизнесом в добывающей отрасли. Украине необходимо преодолеть негативный имидж, полученный во время проведения приватизации крупных объектов.

Образцовые тендеры предполагают минимальную дискриминацию относительно потенциальных участников. Об этом свидетельствует успех прозрачного подхода относительно повторной продажи «Криворожстали». В то же время факт реприватизации предприятия иллюстрирует опасность дискриминационных тендеров также и для его участников. По возможности Украина должна прислушиваться к рекомендациям потенциальных инвесторов относительно проведения тендеров. Так, правительство не учло большинство предложений четырех из пяти компаний-претендентов на Олесский и Юзовский участки, которые, в частности, просили правительство пересмотреть условия партнерства с государственными компаниями («Недра Украины» и СПК «Геосервис»), ведь считали эти условия потенциально невыгодными.

Соглашение о распределении продукции между правительством и компаниями должно содержать четкие обязательства сторон, а также быть обнародованным. Газовое соглашение с «Газпромом» хорошо иллюстрирует опасность заключения договоров непрозрачным способом. Прозрачность является также важной предпосылкой для оценки справедливости условий. Правительство должно обнародовать информацию относительно налоговой нагрузки на инвестора, взятых им социальных обязательств, требований относительно использования местной рабочей силы или оборудования, требований относительно охраны окружающей среды, особенно, если эти требования не определены действующим законодательством страны. Это позволит общественности осуществлять мониторинг соблюдения сторонами взятых обязательств.

Залогом предсказуемости украинской энергетической политики для бизнеса будет выполнение Украиной соглашения об Энергетическом содружестве. Соглашение предполагает адаптацию Киевом ряда главных европейских энергетических директив. Так, Украина должна провести либерализацию газового рынка согласно Третьему энергетическому пакету ЕС, который должен повысить конкуренцию на рынке, ведь потребители газа смогут выбирать между разными поставщиками, а поставщики газа — получить свободный доступ к газовой сети и, в конце концов, к потребителям.

По Соглашению Украина также обязана адаптировать Директиву ЕС по оценке влияния на окружающую среду (Environmental impact assessment). Директива требует проведения оценки влияния проекта на здоровье людей и окружающей среды и информирования общественности о его результатах, а также рассмотрения альтернативных проектов и проведения консультаций с заинтересованными сторонами. Процедура оценки влияния крупных энергетических проектов на окружающую среду является эффективным инструментом балансирования интересов инвесторов и местного сообщества в ЕС. Украина должна как можно скорее позаимствовать этот европейский опыт.

Напоследок — Украине необходимо избегать наименьшего подозрения в коррупции на всех этапах развития отрасли добычи сланцевого газа. Только это обеспечит доверие к планам правительства со стороны инвесторов и общества. Украине важно не ошибиться сейчас, ведь нынешние действия будут определять развитие отечественной энергетики на многие годы вперед.

Ильдар ГАЗИЗУЛЛИН — старший экономист Международного центра перспективных исследований

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать