Трактора на любой вкус
Производитель не просит поддержки. Лишь бы не мешалиАкционерное общество «Харьковский тракторный завод» поставило к весенним полевым работам около 600 тракторов. По факту отгрузки налоговики сразу насчитали 8 млн. грн. НДС. Но Лизинговый фонд на тот момент денег еще не перечислил, и тракторному расплачиваться с бюджетом было нечем. Пришла комиссия, описала имущество, акционерному обществу насчитывают пеню.
Накануне на заводе заговорили даже о возрождении. В 1996-м стоял вопрос: быть или не быть производству мощных тракторов в Украине. В правительственных кругах уже вызревала идея перевести ХТЗ на выпуск запчастей и товаров народного потребления. Слава Богу, что до этого не дошло.
Завод по-прежнему работает, обеспечивая рабочими местами 40 тысяч человек в Харьковской и еще 100 тысяч — в других областях. 18 тысяч его работников уже стабильно получают зарплату
(60-70% — деньгами, остальное — продуктами). Правда, сохраняется 2-месячное отставание...
Эти успехи были связаны с тем, что тракторостроители больше не ждут милости от государства и стали полагаться только на себя.
— Наша новая стратегия состоит в том, чтобы разработать целый комплекс машин, удовлетворяющих любого покупателя, — говорит председатель правления ОАО «Харьковский тракторный завод» Петр Тодоров, — для этого нужно серьезно заняться маркетингом.
ХТЗ больше не навязывает покупателю свой вкус, охотно прислушивается к его требованиям. Разработано 20 базовых моделей тракторов, а с модификациями (бульдозеры, погрузчики, экскаваторы) — почти 40. В их числе такие разные машины, как мини-трактор Т-12 и двухсотсильный пахарь на обрезиненных гусеницах ХТЗ-200. Почти все новинки создавались заводскими конструкторами.
В начале главного сборочного конвейера выставлены несколько видов дизелей для тракторов ХТЗ-17021: немецкие от фирмы «Дойтц», белорусские от ММЗ и ярославские от ОАО «Автодизель». Устанавливаются те, которые выбирает заказчик.
— Немецкие двигатели лучше, — рассказывает заместитель директора по маркетингу Дмитрий Сергиенко, — но россияне их брать не хотят. Они развивают сервисную сеть на базе своих моторостроительных заводов. Мы адаптируем к тракторам те дизели, которые нужны заказчику, но так, чтобы, несмотря ни на что, это был трактор ХТЗ, сделанный в Украине.
Добиваться этого все труднее: почти все предприятия, снабжавшие ХТЗ, сейчас прозябают. Тракторостроителям приходится самим делать и радиаторы, и коробки передач, и другие узлы. Разве что резину пока не изготавливают. По мнению П.Тодорова, декларируемая государством забота об отечественном производителе — не более чем пропагандистский лозунг.
Лизинг, по которому на село поставляются машины, на деле оказался очень обременительным. Хозяйству, получившему трактор, приходится за пять лет оплатить 145% его первоначальной стоимости. Условия кредитования Лизингового фонда, в свою очередь, диктуются завышенной ставкой Нацбанка. Чтобы сделать цену «подъемной», тракторостроители до минимума сокращают расходы. И получается, что рентабельность нового трактора Т-170 не превышает 2%. Этим предприятие перекрывает себе путь в будущее — на конструкторские разработки уже не остается средств. «Впрочем, в прошлом году на разработку новых моделей завод все-таки получил из Инновационного фонда 200 тыс. грн.», — уточняет главный инженер Станислав Гудзь. Но это — капля в море. Остальное пришлось восполнять за счет заработной платы...
Потерю многих зарубежных рынков на ХТЗ связывают с печально известным декретом правительства о возврате валютной выручки в течение 90 дней. Если во всем мире принято покупать тракторы в рассрочку, то Украина требовала платить сразу.
Перегибы в промышленной политике Украины стали нормой. Заручившись гарантиями правительства, различные фирмы начали интенсивно завозить американскую и немецкую сельскохозяйственную технику. П.Тодоров считает, что за все годы независимости было импортировано тракторов и комбайнов на $1,5—2 миллиарда. Одновременно в СМИ пошли негативные отзывы о харьковских тракторах, явно сфабрикованные импортерами. А ведь за Т-150К в 1980 г. заводу присуждена престижнейшая премия «Золотой Меркурий»!
Во времена СССР ежегодное обновление парка энергонасыщенных тракторов составляло 12—13% (мировая практика — 15—18%). Затем наступил период, когда пополнения не было несколько лет подряд. ХТЗ обратился к четырем украинским министерствам с просьбой подсчитать потребность в новых машинах. И оказалось, что одновременно необходимо заменить 115 тысяч тракторов, а затем пополнять парк 14—16 тысячами машин в год. С учетом уже имеющихся заказов на экспорт и потребностей внутри страны этого почти достаточно для полной загрузки предприятия. В то же время руководство ХТЗ прекрасно понимает, что у правительства денег на покупку тракторов нет. Как же быть?
— А бюджетные средства нам и не нужны, — объясняет П.Тодоров. — Просто нужна другая кредитная политика. Если Нацбанк предоставит дешевые кредиты селу, лесному хозяйству и промышленности, то вместо того, чтобы брать из бюджета, мы станем его пополнять.
КСТАТИ
Украина просит отсрочки платежей за импортную сельхозтехнику, сообщает агентство Интерфакс-Украина. Правительство Украины проводит переговоры с западными партнерами об отсрочке платежей за предоставленную сельхозтехнику, сообщил президент Украинской ассоциации «Украгротехиндустрия», народный депутат Виктор Суслов. По его словам, необходимость отсрочки связана с общим экономическим положением в стране, которое привело к снижению спроса на продукцию сельского хозяйства, а девальвация гривни значительно осложнила возврат кредита, выданного в валюте. Среди мотиваций отсрочки — падение цен на рынке зерновых в 1998 г. почти в 2 раза по сравнению с позапрошлым годом, а также неэффективное хозяйствование. В.Суслов охарактеризовал 1998 год как «пир административных методов» в сельском хозяйстве, что, по его словам, значительно осложнило расчеты производителей с коммерческими поставщиками товаров и услуг. Под гарантии правительства в период с 1996—1998 гг. было открыто 4 кредитных линии на поставку сельхозтехники на сумму более $384 млн. Срок возвращения кредита — 5 лет. В рамках кредитов получено 1000 комбайнов и 600 тракторов John Deer (США), 200 тракторов и комбайнов Case (США) и несколько сотен тракторов New Holland (Канада). Агентами получения техники выступили АО «Украгробизнес» на $11,7 млн., корпорация «Украгропромбиржа» ($200 млн.), Украинская аграрная биржа — $77,2 млн. и «Агротехсервис» — $95,68 млн.