Транспортная вакханалия продолжается
В Херсоне перевозчики самовольно подняли цену за проезд в маршрутках
«Сколько за проезд?», «А маршрутка будет?». С недавних пор эти вопросы для жителей Херсона стали причиной многочисленных споров, хозяйственных конфликтов, судебных решений, элементов самоуправства и митингов протеста.
В городе опять наблюдается углубление транспортной проблемы в связи с повышением цены за проезд в маршрутках. Одни перевозчики берут по 6 гривен, другие — по 8. Официальный тариф — 4.
Кстати, о возможном очередном коллапсе с пассажирскими перевозками в Херсоне мы писали еще в начале октября в материале «Тариф — поднять, качество — нет» (см. «День» №180-181 от 5.10.2018). Предлагаем «экстракт» транспортной проблемы Херсона за последние две недели.
УВЕЛИЧИЛИ ТАРИФ
6 ноября исполнительный комитет Херсонской городской рады принял решение о повышении тарифа за проезд в городском пассажирском транспорте с 4 до 6 гривен. А с 20.00 к 23.00 херсонцы должны были платить за проезд 8 гривен.
Этому решению предшествовали многочисленные дискуссии между депутатами, чиновниками из городского управления транспорта и общественными активистами относительно качества предоставления услуг по перевозкам. Проходили даже общественные слушания, на которые в большинстве пришли представители перевозчиков и поддержали выгодное для них решение о повышении тарифа.
Главные претензии к фирмам-перевозчикам от херсонцев — это несоблюдение графиков движения (особенно в вечернее время), неудовлетворительное техническое и санитарное состояние маршруток, нежелание устанавливать GPS-трекеры для контроля движения. Несмотря на это, исполком и лично мэр Херсона Владимир Миколаенко пошли навстречу перевозчикам. Тариф повысили, обосновывая это объективным повышением цен на топливо, запчасти и необходимость оплачивать работу водителей маршруток.
ИСК В СУД
9 ноября депутат Херсонской городской рады от «Батьківщини» Дмитрий Ильченко обратился в Херсонский окружной административный суд с иском к горисполкому о признании противоправным решение от 6 ноября о повышении тарифа на проезд.
Вместе с исковым заявлением Ильченко подал в суд заявление об обеспечении иска путем остановки действия решения исполкома о повышении тарифа на проезд до окончания рассмотрения дела по сути. Истец сослался на то, что в случае удовлетворения судом его заявления он не сможет вернуть разницу в тарифе, которую придется платить в период рассмотрения его заявления.
В результате суд удовлетворил заявление Ильченко об обеспечении иска и остановил действие решения исполкома о повышении тарифа на проезд с 4 до 6 гривен до окончания рассмотрения дела по сути.
ТАРИФНЫЕ КАЧЕЛИ
Как только решение суда было передано мэру города, управление транспорта и довело до ведома перевозчиков, в Херсоне начались тарифные «качели» и массовый бойкот маршрутчиков. По данным официального сайта городской рады, 16 ноября на маршруты вышли всего 75 автобусов, тогда как в предыдущие дни их было 200.
Несмотря на официальный тариф в 4 грн, который вернулся после решения суда, директор ПрАО «Рембыттехника-Херсон» Валерий Сивак издал внутренний приказ о том, что с 14 ноября на маршрутах, которые обслуживает его фирма, устанавливается тариф 8 гривен. Такое решение Сивак аргументировал «правовой неопределенностью регуляции тарифов» и принял «с целью недопущения остановки перевозок пассажиров».
В это время некоторые другие перевозчики тоже начали брать с пассажиров по 8 гривен. Во многих случаях люди спорили с водителями автобусов и платили 4гривни, ссылаясь на решение суда. На остановках образовались большие очереди, а автобусы, которые вышли на маршруты, ездили переполненными.
Ситуацию пытались исправить за счет коммунального электротранспорта. Однако 38 троллейбусов для города с населением в более чем 300 тысяч — крайне мало. Да и троллейбусная сеть покрывает далеко не все районы Херсона.
Проблемы с пассажирскими перевозками вызвали шквал критики перевозчиков в соцсетях и местных СМИ. Люди жаловались, что не смогли вовремя добраться на работу, учебу и вообще сложно было передвигаться по городу. Досталось и мэру Миколаенко, которого активисты обвинили в бездеятельности и отсутствии жесткой позиции относительно перевозчиков.
РЕАКЦИЯ МЭРА
Мэр Херсона отреагировал на ситуацию ходатайством в окружной админсуд. В нем мэр просит отменить меры по обеспечению иска Ильченко. Из-за иска депутата, считает Миколаенко, «начался так называемый транспортный коллапс». Остановка работы городского пассажирского транспорта привела к всплеску социальной напряженности, отмечает мэр в ходатайстве в суд.
19 ноября под стенами Херсонской городской рады состоялся митинг. На него собрались несколько сотен херсонцев. Люди вышли с лозунгами «Нет маршрутному террору».
Владимир Миколаенко вышел к митингующим и заявил, что дал поручение управлению транспорта разрывать договора с теми перевозчиками, которые не вышли на маршруты в предыдущие дни. Кроме того, со слов мэра, водители «Херсонкоммунтранссервис», которые не вывели автобусы на линию, будут уволены.
После митинга на улице людей пригласили в зал заседаний городской рады. Здесь люди начали оказывать давление на Миколаенко и требовать увольнения чиновников. Все это сопровождалось давкой, криками, критикой и обвинениями городской власти в бездеятельности. В результате начальник управления транспорта Марина Виркун написала заявление на увольнение. Мэр подписал это заявление и подтвердил, что разрывает договоры с частными перевозчиками, которые не вышли на маршруты. В это время директору КП «Херсонкоммунтранссервис» Павлу Макейчику стало плохо и его вывели врачи. Но и без его присутствия люди заставили мэра отстранить Макейчика от должности.
В итоге главный вопрос — стабильная работа пассажирского транспорта — остается нерешенным. На момент подготовки этого материала курсировали автобусы только на нескольких маршрутах. Они брали за проезд по 8 гривен.
Выпуск газеты №:
№210, (2018)Section
Экономика