Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Третий транш – в обмен на... «коррупционеров»

Эксперты проанализировали результаты работы миссии МВФ
24 мая, 10:59
РОН ВАН РУДЕН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МИССИИ МВФ

В Украине завершила работу в рамках второго пересмотра программы расширенного финансирования EFF миссия Международного валютного фонда, согласовывавшая с украинским правительством текст обновленного меморандума. По итогам ее работы, как сообщил Интерфакс-Украина, будет сформирован план предварительных условий для получения Украиной третьего транша МВФ. Их уже не раз называли. Это борьба с коррупцией, судебная, налоговая и пенсионная реформы, реформа энергетического сектора, новая система управления госпредприятиями.

Экс-министр экономики Виктор Суслов дополняет этот список. По его словам, из ранее опубликованных официальных материалов МВФ известно, что Фонд хочет увеличить налоги в Украине, чтобы не было проблем при выплате внешних долгов. Ставку единого социального взноса предлагается поднять с нынешних 22 до 28%, налога на прибыль — с 18 до 20%, налога на добавленную стоимость — с 20 до 21%. Предельная ставка налога на доходы физических лиц также может подняться с 20 до 25% (при сохранении прогрессивной системы налогообложения). Будет резко ограничено применение упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса и предпринимателей — физических лиц. Юридические лица ее вообще не смогут использовать. Ликвидируется специальный режим налогообложения в сельском хозяйстве. Вырастет (с 7 до 21%) НДС для лекарств. До европейского уровня должны повыситься акцизы на алкоголь, особенно пиво, и сигареты, а также на автомобили.

Суслов отмечает, что украинское правительство не обязательно согласится на все эти пожелания. Идут переговоры. Вместе с тем, по его мнению, у Украины слабая переговорная позиция. Да и наши переговорщики, предполагает экс-министр, могут оказаться не на высоте. Но хотя многие из обязательств Украины не соответствуют ее интересам, эксперт считает, что их надо будет выполнять. От этого зависит получение очередного транша МВФ ($1,7 миллиарда), что жизненно важно для нашей страны и ее экономики. Без него не будет еще и финансовой помощи таких кредиторов, как Евросоюз ($600 миллионов) и кредитных гарантий от США на $1 миллиард. Так что до конца года нужно принять более ста законов.

Получится ли? Например, в среду спикер парламента Андрей Парубий в который раз досрочно закрыл пленарное заседание, поскольку в зале было недостаточно депутатов для результативного голосования. А в четверг Верховная Рада не поддержала в первом чтении и направила на доработку законопроект (его принятие предусмотрено меморандумом с МВФ) о системе автоматизированного ареста средств должников во исполнение решения суда.

«Ночное известие о том, что документы по Украине будут представлять на обсуждение совета директоров МВФ не в июне, а в июле вносит определенный дискомфорт в работу здесь в Украине, — отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Общее ожидание, что решение совета директоров будет позитивным. Правда, я в связи с этим не вижу возможности для какого-то резкого укрепления курса гривны. Положительно, что Нацбанк, после получения денег от МВФ и других кредиторов начнет убирать административные ограничения валютообменных операций и репатриации прибыли инвесторами. Но в результате, из-за того, что в страну зайдет много валюты, которая будет компенсировать всплеск спроса на нее, создастся дополнительное девальвационное давление на гривни». Устенко считает возможным ориентироваться до конца года на нынешний курс гривни плюс-минус 10%, если не будет каких-то серьезных потрясений.

В то же время, по его словам, судя по полученному ночью со среды на четверг пресс-релизу МВФ, возникает еще и вопрос, может ли реально быть продолжена программа Фонда с Украиной. Риски этого, как считает Устенко, остаются и они определяются именно тем, что вопрос по Украине был перенесен с июня на июль. И еще в пресс-релизе четко сказано, что Украина должна будет провести целый ряд структурных реформ и, главное, показать результаты борьбы с коррупцией, чем «проложит себе путь к рассмотрению своего вопроса в июле». «Так что июль — это еще не до конца решенный вопрос, — делает вывод эксперт и добавляет: — Такого рода заявление может быть воспринято как негативное, как негативный сигнал для Украины. В МВФ выясняют, готов ли украинский политический класс инициировать необходимые реформы и насколько все, что мы делаем, соответствует тому графику, который записан в меморандуме с ним».

Рон ван РУДЕН, председатель миссии МВФ: Миссия достигла согласия на уровне экспертов с представителями органов власти в отношении мер, которые необходимы для завершения второго пересмотра в рамках программы расширенного финансирования. Эти договоренности должны быть утверждены руководством МВФ и Советом исполнительных директоров Фонда. Находясь в сложных условиях, Украина за последний год достигла значительного прогресса в восстановлении экономической стабильности. Неуклонное выполнение структурных и институционных реформ сейчас является критически важным для превращения недавно достигнутого подъема в стабильный и существенный рост, а неуклонная решительность в борьбе с коррупцией становится «лакмусовой бумажкой» способности правительства сохранить широкую внутреннюю и международную поддержку своей политики. Поэтому важно, чтобы власть укрепила свои усилия по упрочнению фискальной и финансовой стабильности, решительному повышению прозрачности и обеспечению верховенства закона, а также по реформированию крупного и неэффективного сектора государственных предприятий. Реализация решительных мер в этих сферах будет пролагать путь для вынесения результатов пересмотра на Совет исполнительных директоров МВФ, который ожидается в июле 2016 года

Эксперт верит в Украину и в ее возможности, но напоминает еще и о долгах ($100 миллиардов) украинского частного сектора, которые нужно постоянно рефинансировать. По его мнению, перенос совета директоров МВФ с июня на июль затрудняет возможность рефинансировать этот долг, что может создать дополнительное давление на гривну. Устенко уверен, что «судьба Украины в ее руках. Если она найдет в себе силы реформироваться, то сможет двигаться вперед. А иначе могут возникнуть серьезные проблемы не только в сотрудничестве с МВФ, но и в получении кредитного ресурса как такового».

Устенко подчеркивает, что в этом году Украина нуждается в $10 миллиардах кредитного ресурса. Шесть из них можно было бы получить от МВФ, а еще четыре — от других источников. Но прошлогодняя кредитная история нашей страны показывает, что она недостаточно эффективно использует имеющиеся возможности. В 2015 году можно было получить $3 миллиарда от Мирового банка, но мы выбрали только $1 миллиард, от МВФ можно было получить $10 миллиардов — получили меньше семи, а часть денег, полученных от Евросоюза была просто возвращена, рассказывает Устенко.

«Экономика страны падает два года подряд, — отмечает он, — В результате уровень безработицы на конец прошлого года достиг 10,5% по методологии МОТ (а мог бы быть еще выше, поскольку не учитывались предприятия, работавшие не полный рабочий день или неполную рабочую неделю, и люди, отправленные в неоплачиваемые отпуска. Если падение экономики продолжится и в этом году, то можно ожидать роста социальной напряженности в обществе. Я надеюсь, что украинские политики все же понимают, что сейчас не до шуток, и что отложенные реформы усугубят негативные явления в жизни украинцев».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать