Три предупреждения
Бизнес призывает Раду не смешивать вопросы социальной защиты с регуляторными инструментами для рынковВ мае в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект Закона об урегулировании вопросов формирования прожиточного минимума и создании предпосылок для его повышения №3515. Согласно пояснительной записке, целью документа является введение новой методологии расчета прожиточного минимума, на базе которого устанавливаются основные государственные социальные гарантии и социальные выплаты.
В то же время, документом, который призван регулировать социальную сферу, предполагается и регулирование предпринимательской деятельности, а именно деятельности, подлежащей лицензированию, к примеру, торговли алкогольными напитками.
Так, законопроектом предусматривается передача полномочий по определению стоимости лицензии в компетенцию Кабинета Министров Украины, которая будет определяться ежегодно, вместе с принятием проекта бюджета. При этом отсутствует обоснование, в чем именно заключается необходимость пересмотра действующей системы определения платы за лицензии, разрешительные документы, административные услуги и т.д. и передачи полномочий по определению размеров такой платы в КМУ.
Для понимания, на данный момет размер платы за лицензии, разрешительные документы, услуги административного характера четко установлен соответствующими законами, что, в свою очередь, позволяет компаниям обеспечивать предсказуемость и стабильность при ведении бизнеса. Ведь данная стоимость является постоянной и не меняется из года в год, как это может произойти в случае принятия законопроекту №3515. Так, к примеру, сейчас оптовая лицензия на торговлю алкоголем стоит 500 тыс грн.
По мнению бизнеса, подобная новация может привести к трем ключевым негативным последствиям.
Во-первых, размер платы за лицензии, разрешительные документы и за услуги административного характера станет непрогнозируемым для бизнеса. Как отмечают эксперты Европейской Бизнес Ассоциации, пока предприниматели, особенно представители МСБ, заранее формируют свой бюджет для таких оплат. Если стоимость соответствующих плат (которую будет определять КМУ) будет слишком высокой, предприниматели будут ограничены в получении определенных административных услуг или будут вынуждены искать дополнительные финансовые поступления для обеспечения соблюдения требований законодательства.
Во-вторых, существует вероятность создания основы для увеличения объемов нелегального производства, в частности, алкогольных напитков, поскольку штрафы за такое производство потенциально могут быть гораздо ниже установленной платы за лицензию. И, как следствие, такая ситуация будет нести угрозу для здоровья населения и может привести к уменьшению поступлений в государственный бюджет.
В-третьих, прописанные критерии, по которым КМУ будет определять стоимость лицензии, в законопроекте отсутствуют. Поэтому потенциально существует риск того, что решение о пересмотре их размера / стоимости будет приниматься без надлежащего обоснования и без участия заинтересованных сторон: граждан, бизнеса, органов местного самоуправления
Поэтому Европейская Бизнес Ассоциация призывает Верховную Раду не принимать законопроект №3515 как призванный регулировать две совершенно не связанные сферы и совершенно не обосновывающий важность указанных изменений. По мнению бизнеса, важно качественно отработать необходимость таких изменений, а уже потом воплощать их в соответствующих положениях законопроекта, чтобы после принятия не приходилось делать работу дважды и вносить изменения в уже принятый закон.
Выпуск газеты №:
№125, (2020)Section
Экономика