Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Три совета от бизнес-омбудсмена

Эксперты оценили перспективы работы нового лоббиста предпринимателей во власти
29 мая, 10:01

В Украине начал работать институт  бизнес-омбудсмена,  инициированный Европейским банком реконструкции и развития. Его возглавил Альгирдас Шемета,  бывший комиссар ЕС по вопросам налогообложения, таможенных вопросов, статистики, аудита и борьбы с мошенничеством. По его мнению, Украине необходимы  немедленные изменения.  В частности,  он определяет несколько направлений для реформирования и улучшения условий ведения бизнеса.

•  По словам бизнес-омбудсмена, Украине, в первую очередь, необходимо провести реформу госслужбы. «На основе личных наблюдений и из собственного опыта могу сказать, что очень важно провести реформу госслужбы, как можно быстрее, чтобы государство служило обществу, а не было его начальником», — говорит  он.  Альгирдас Шемета считает, что сегодня существует достаточно большой разрыв между тем, что мы видим на высшем уровне государственной власти и тем, что происходит на ее нижних уровнях. «Бизнес нечасто сталкивается с министрами и их заместителями. Чаще он работает с местными регуляторами. А там реформа крайне необходима», — объяснил Шемета. По его мнению, это значительно усложняет работу бизнеса.

•  Вторая необходимая реформа касается контролирующих органов. «Нужно, чтобы контролирующие органы работали не для наказания бизнеса, а наоборот, помогали ему отвечать определенным требованиям», — считает он. Чтобы сделать все правильно,  бизнес-омбудсмен предлагает применить международный опыт. Например, составить список первоочередных требований, которым должен отвечать бизнес, направить такие письма предприятиям предварительно перед проверкой. «Потом проверка будет заключаться в расстановке галочек над тем, что сделано, а что нет», — говорит омбудсмен.

•  Кроме того, по словам Шемета, необходимо реформировать сферу госзакупок. Идет речь о как можно более быстром ее переводе на электронную платформу, а также проведении реформы государственных предприятий, основной целью которой было бы повышение прозрачности их деятельности и назначение руководства.

«Бизнес-климат в Украине остается довольно тяжелым. Война, коррупция и другие проблемы, которые годами разъедают общество, — это негатив, мешающий стране развиваться. И даже, невзирая на то, что в ежегодном рейтинге ведения бизнеса Doing Business за 2014 год Украина поднялась на 16 позиций, этого недостаточно, чтобы утверждать, что все постоянно хорошо. Но я бы хотел дать позитивный прогноз для Украины. Если будет сильная политическая воля продолжить внедрение важных для страны реформ, я уверен, что будут созданы условия для притока инвестиций, ведь потенциал Украины инвесторы понимают хорошо», — добавил «Дню» Альгирдас Шемета.

Впрочем, сможет  ли один человек изменить правила бизнес-игры в масштабах страны? С чего нужно начинать,  чтобы  фигура бизнес-омбудсмена стала заметной? Об  этом «День» спросил экспертов.

Андрей НОВАК, глава «Комитета экономистов Украины»:

— Должность бизнес-омбудсмена не поможет в нашей ситуации. Потому что над этим должен работать не один человек (даже если он и суперпрофессионал), а целая система в налоговой, бюджетной и административной сферах. Конечно,  он  может помогать улучшать реформы. Здесь есть, где работать. Ведь сейчас подробного плана модернизации страны у правительства так и нет.

Список реформ, которые нужно написать с нуля,  огромный.  Например, в налоговой сфере нужно кардинально сократить количество  налогов. Тот обман,  который презентовали бизнес-среде под видом уменьшения с 22 до 9 налогов, — это банальная перегруппировка. А их количество даже немного выросло. Вторая  реформа — бюджетной системы и постепенная децентрализация. Необходима также настоящая пенсионная реформа  с переходом с одноуровневой солидарной системы на двух— и трехуровневую.

Согласен с  бизнес-омбудсменом,  что следует как можно быстрее изменить и систему государственного управления, которую стоит начинать со структуры КМУ. Ведь в Украине государственной собственности все меньше и меньше, а министерств — все больше.  Нельзя забывать  и о  НБУ, его принципах работы, чтобы, наконец, избавиться от практики  «делать что хочу» — то ли в валютной политике, то ли рефинансировании.

Это  все задачи для выполнения. Иначе инвестиционное давление в стране и дальше будет падать. Мы уже видим, что объем прямых иностранных инвестиций в Украину  снизился существенно: в сравнении с 2013 годом — минус 4 миллиарда долларов. Даже внутренние инвесторы постепенно будут переориентироваться на другие страны.

Сергей ПРОХОРОВ, первый вице-президент УСПП:

— Главная задача бизнес-омбудсмена — вернуть доверие бизнеса к власти. Он должен показать справедливость решений, которые внедряются в жизнь. Бизнес-омбудсмен должен над этим работать ежедневно.

Сделать ему это будет сложно, ведь в настоящее время Украина оказалась в сложном положении: мы на 136-ом месте в рейтинге  ведения бизнеса. Рядом с нами  (по экономическим показателям) — Сьерра Лионе. В Украине ВВП составляет 8 тысяч долларов на душу населения, и ставится задача — поднять  его до  16 тысяч долларов до  2020 года. А соседняя Беларусь уже имеет 17 тысяч долларов. Представляете разрыв?

Поэтому институт  бизнес-омбудсмена — это плацдарм для улучшения бизнес-климата.  Если будет доверие, ощущение справедливости, то  это приведет к росту внутреннего рынка и, соответственно, экономики. Одна из главных задач омбудсмена — прекратить незаконное влияние власти на возможности перераспределения собственности.

Чтобы его деятельность была эффективной, нужно контактировать с влиятельными  объединениями общественности и бизнеса. Стоит и в дальнейшем совершенствовать электронную систему закупок. Первые позитивные шаги для этого уже сделаны. Результат  мы видим на закупках Минобороны. А разговоров о том, что  страна еще не готова — было множество.  Но захотели — и сделали.

Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:

— Институт бизнес-омбудсмена мне нравится. Ведь таким образом возникает дополнительный источник законного влияния на власть. А его успех зависит от лица, которое будет им руководить.  Я не могу должным образом оценить омбудсмена, который отвечает за права человека, однако я, как обычный гражданин, о нем ничего не слышу.

Еврокомиссар в прошлом — это очень хорошо. Впрочем, как он будет вести себя в чужой стране — на это еще нужно посмотреть.

Вопрос в том, какие у него взаимоотношения с властью.  Конечно, и постреволюционная атмосфера, которая в настоящее время в стране, способствует тому, чтобы он помогал людям. Посмотрим.

Отмечается, что в обязанности бизнес-омбудсмена входит принимать жалобы людей относительно незаконного влияния государства на бизнес. У него нет права судить и карать, но есть право указывать власти на ее недостатки. Думаю, что он воспользуется этим правом, как и каждый омбудсмен. Эффективность этого института, как и его руководителя, зависит от того, насколько серьезно его воспримет общество.  То есть, насколько оно видит в нем ценность. Если всем будет начхать на его функцию, то ничего и не будет. А если к его роли будут относиться с уважением, то будет соответствующий эффект. Но повторяю, что постреволюционное общество  очень чувствительно к подобным должностям и функциям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать