«Троя» по-киевски
Кто заполнит нефтепровод Одесса — Броды?
Сегодня в Москве проходит межведомственное совещание по вопросам поставок нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы. В нем примут участие российские нефтяные и нефтетранспортные компании «Транснефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Татнефть», ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». Цель российских нефтяных сестер (они контролируют четыре из шести НПЗ Украины) — определить оптимальные маршруты транспортировки нефти и согласование практических шагов в этом направлении.
Проливы, как известно, остаются единственным транзитным пунктом экспорта российской нефти с побережья Черного моря. Но Турция в прошлом году ужесточила правила для прохода танкеров через пролив, которые в сочетании с плохими погодными условиями в том районе привели к танкерным пробкам и задержкам в поставках российской нефти в Европу. Ожидается, что ситуация усугубится после ввода в действие нефтепровода Баку— Джейхан и увеличения транзита казахстанской нефти.
Среди трубопроводных проектов, рассматривающих возможность поставок нефти в Европу в обход Босфора, наиболее реальным является Одесса— Броды—Гданьск (45 млн. тонн). Не секрет, что на него у России имеются определенные виды. Сначала, в качестве отвлекающего маневра, направленного на то, чтобы не допустить поставки по этому нефтепроводу в Европу каспийской нефти, Россия предложила так называемое реверсное его использование. В соответствии с этим проектом российскую нефть намечалось поставлять в Одессу, а уже оттуда, через те же проливы, в Европу. При этом в России делали вид, что ничего не знают о планах Турции ограничить проход через Босфор и Дарданеллы.
И вот наступил миг прозрения. О необходимости искать пути в обход Босфора заговорил даже президент России Владимир Путин. Интересно, что упомянутое совещание практически совпало с нефтепродуктовым кризисом в Украине. Эксперты «Дня» предполагают, что он был устроен теми же российскими нефтяными сестрами, в очередной раз продемонстрировавшими таким образом высокий уровень энергетической зависимости нашей страны.
Сегодня стороны близки к разрешению конфликта, в ходе которого ими использовались силовые методы. Достигнут компромисс. Его результаты украинские автомобилисты, как обещано, почувствуют уже к концу этой недели. А что почувствует Украинское государство? Устоит ли оно против попыток «освоить» построенный им нефтепровод в целях, далеко не во всем соответствующих национальным интересам?
Одна из последних новостей состоит в том, что Россия планирует поставлять в Украину ежегодно около 24 млн. тонн нефти (в нынешнем году ожидаются в объеме около 22 млн. тонн) для переработки на украинских нефтеперерабатывающих заводах. Об этом заявил министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко после завершившихся на прошлой неделе переговоров с министром топлива и энергетики Украины Сергеем Тулубом, в ходе которых стороны высказали удовлетворение состоянием сотрудничества в газовой и нефтяной сферах и высказались за увеличение объемов транспортировки нефти. На переговорах в Москве поднимались также вопросы использования нефтепровода Одесса—Броды и Международного газотранспортного консорциума.
«Министры договорились продолжить диалог после того, как специалистами с обеих сторон будут отработаны все экономические предложения в части использования украинского нефтепровода», — говорится в сообщении пресс-службы Минтопэнерго Украины. В нем также сообщается, что в Москве С.Тулуб провел встречу с исполнительным директором компании ТНК-BP Германом Ханом, на которой обсуждались вопросы сотрудничества в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Нелишне напомнить, что именно ТНК-ВР с апреля прошлого года предлагает Украине поставить 380— 420 тыс. тонн технологической российской нефти сорта Urals в виде товарного кредита на три года для заполнения Одесса — Броды, а также обеспечивать до 9 млн. тонн нефти в год для прокачки ее по нефтепроводу в обратном направлении — из Брод в Одессу. Но вопрос заключается в том, что после Urals каспийская нефть в украинскую трубу уже не попадет...
Интересно, что эта встреча произошла сразу же после того, как в Киеве Украина и Азербайджан подписали соглашение о принципах сотрудничества в нефтяной отрасли, согласно которому азербайджанская сторона предоставит украинской возможность приобрести нефть для загрузки нефтепровода Одесса—Броды «в необходимых объемах на коммерческой, недискриминационной основе». Скептики тут же дали этому соглашению соответствующую оценку... Это можно расценить еще и как знак российской стороне не оставлять своих усилий, а азербайджанской подумать об условиях соглашения, т.е. о цене нефти. Словом, Украине приходится вести очень тонкую игру — как говорится, на грани фола.
И все же резюме из этой ситуации таково. Возможность поставок нефти в Европу по нефтепроводу Одесса—Броды становится все более реальной. Отказалась от попыток повернуть нефтепровод вспять Россия. Вслед за Европейским Союзом и правительством Соединенных Штатов политическую поддержку поставкам каспийской нефти в Европу украинским нефтепроводом продемонстрировал Азербайджан. Его президент Ильхам Алиев во время пребывания в Киеве подчеркнул: «Азербайджан выражает политическую поддержку трубопроводу Одесса—Броды. А что касается коммерческой стороны — то здесь, естественно, организации, занимающиеся именно экономическими вопросами, должны сами определять свои приоритеты». Словом, сейчас мяч на украинской стороне: если проект получит еще и политическую поддержку в стране происхождения, то он может быть осуществлен.
Выпуск газеты №:
№97, (2004)Section
Экономика