Турция «отомстила» за украинских «челноков»
Убытки понесет украинская металлургия![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980811/4151-13_0.jpg)
24 июля официально вступил в силу новый порядок ввоза в Турцию металлопроката по кодам товарной номенклатуры 7208, 7209 и 7211 из третьих стран (это не касается стран ЕС и членов EFTA), что, в свою очередь, создало реальную угрозу экономическим интересам нашего государства. Ведь под угрозой свободный сбыт на турецком рынке особенно важной статьи украинского экспорта — металлопроката (главным образом проката из нелегированного железа и стали, соответственно горячекатаного листа — 7208 и холоднокатаного рулона — 7209), экспорт которого в последнее время достиг почти 25% от общего объема экспорта товаров из Украины.
Это тот самый металлопрокат, который и без того стал за последние несколько лет объектом «надоедливого» антидемпингового преследования со стороны целого ряда платежеспособных стран (США, Мексика, Канада, Индия, Индонезия, Таиланд, Чили, ЮАР, Аргентина). Аналогичные количественные ограничения еще раньше ввели страны ЕС.
По данным статистики, экспорт холодно- и горячекатаного проката, отныне подпадающего под количественные ограничения со стороны Турции, составляет почти 50% от общего объема украинского экспорта в эту страну.
Если в результате применения режима квотирования украинский экспорт металла относительно Турции уменьшится вдвое, то отечественные экспортеры потеряют рынок сбыта на уровне $150—160 млн., соответственно на десятки миллионов долларов уменьшатся бюджетные поступления... В конце концов, еще больше углубится тенденция к спаду во внешней торговле Украины (начавшаяся еще в 1997 г.) и совсем испарятся те 0,1% роста промышленного производства в Украине, которыми теперешняя власть пытается иллюстрировать «стойкие» стабилизационные процессы в национальной экономике.
По данным турецкой статистики, импорт из Украины горяче- и холоднокатаного проката составил сумму в $300 млн. (в 1997 г.) при объемах более 1 млн. тонн и его доля достигла 35% от всего турецкого импорта из Украины.
Турецкие официальные лица, объясняя принятие такого коварного для нас решения, кивают на кризис в Юго-Восточной Азии, снижение спроса в Европе, необходимость защиты собственного производителя. В конце концов с точки зрения официальной Анкары «праведным» аргументом является то, что такой режим будет применяться для всех третьих стран (за исключением ЕС и стран-членов EFTA), и поэтому он якобы не может быть дискриминационным для Украины.
Но в то же время среди всех иностранных поставщиков этого товара в Турцию доля украинских экспортеров достигает 45—48%. Таким образом, больше всего от таких действий турецкой власти пострадает именно Украина.
Возможно, на такие шаги турецкое правительство подтолкнули недавние решения Кабмина Украины по усилению таможенного режима относительно ввоза на территорию Украины товаров физическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без регистрации юридического лица (в народе — «челноки»). По сообщению турецких СМИ, на сегодня сложилась такая ситуация, что вследствие резкого уменьшения объемов «челночной» торговли десятки, если не сотни тысяч турецких торговцев, посредников и производителей дешевой текстильной продукции теряют роботу.
Так или иначе, Украине есть чем ответить (квотирование текстиля, например). Сегодня ситуацию можно квалифицировать как противоречивую в плане столкновения экономических интересов двух соседних дружественных стран. Завтра она может перерасти в «торговую» войну (и тогда с обеих сторон потери неминуемы), если Киев и Анкара не найдут общий язык.
СПРАВКА «ДНЯ». Размер квоты (до конца года) — 550 тыс. тонн, из которых 450 тыс. — горячекатанный лист, 100 тыс. — холоднокатанный рулон. В пределах квоты таможенные налоги не применяются, за границами квоты пошлина равна 22,5-30%. До введения режима количественных ограничений она составляла 5%.
Выпуск газеты №:
№151, (1998)Section
Экономика