Перейти к основному содержанию

Украина без металла?

Последствия: высокие цены и инфляция
26 октября, 00:00

Вот уже несколько недель машиностроительные предприятия Украины сидят на голодном пайке. Исчезли многие виды металлопроката, но наиболее катастрофическая ситуация сложилась с тонколистовой сталью. Сегодня в столице Украины невозможно найти хотя бы несколько тонн черного листа толщиной до 3 мм. Естественно, обвально выросли и цены. С июля они подскочили в 2,2—2,6 раза. И есть основания утверждать, что это не случайность и не проявление закономерностей нашей псевдорыночной экономики, а следствие политики, проводимой нынешней исполнительной властью, стремящейся любой ценой, даже и в ущерб отечественному производителю, увеличить экспорт.

В преддверии платежей по внешнему долгу 2000 года ($3,2 миллиарда) правительство пытается привлечь в страну валюту. Но возможностей для этого мало. Впереди маячит дефолт. Вот почему перед металлургами зажегся зеленый экспортный свет.

Резкий рост цен столь же резко осложнил ситуацию с оборотными средствами предприятий и посреднических фирм. Последние резко сократили завоз металла. На киевских металлобазах в наличии (да и то пока) лишь арматурная сталь, а кое-где — остатки толстолистового металла. В результате машиностроительные предприятия еще больше снизили объемы своего производства.

Этот процесс затронул не только крупные, но и малые предприятия и грозит остановкой еще работающим заводам. В дальнейшем это может привести к росту цен уже на все товары и услуги, а следовательно, к инфляции. Таким образом, внешний долг будет покрываться за счет все более беднеющего народа Украины.

КОММЕНТАРИЙ

Заместитель министра промышленной политики Виктор Пантелеенко (курирует металлургию) в разговоре с корреспондентом «Дня» «списал» дефицит тонколистового проката на рынке Украины на «повышение деловой активности» в других отраслях, связанных с использованием этой продукции. Примеры отраслей, однако, привести затруднился. И это понятно: в машиностроении, в целом, а также в судостроении, автомобилестроении, авиастроении и других металлопотребляющих отраслях, в частности, как известно, продолжается спад. Но Виктор Михайлович настаивал: «По статистическим данным я наблюдаю увеличение числа продаж на территории Украины без вывоза».

Руководитель отдела металлов государственного предприятия «Госвнешинформ» Владимир Пиковский дал «Дню» более точные сведения. За девять месяцев этого года в Украине произведено 5,5 млн. тонн плоского проката. 3,95 млн. тонн было экспортировано. Таким образом, не трудно сосчитать, что в стране осталось немногим более 1,5 млн. тонн. Плоский тонкий прокат в этом объеме должен составлять, по словам В.Пиковского, примерно треть, то есть 500 тыс. тонн. Он подтвердил, что в августе и в сентябре на эту продукцию действительно зафиксирован ажиотажный спрос. Цены, по данным «Госвнешинформа», повысились в зависимости от регионов лишь за несколько месяцев на 40—55%. «Я не нахожу этому объяснений внутри страны — ни одна отрасль машиностроения не увеличивала оборотов, — сказал В.Пиковский, — но знаю, как работают наши операторы. Поскольку в начале лета в России появилась на эту продукцию хорошая цена ($270 за 1т), так как там задвигалась промышленность, в том числе автомобильная, то наш «квазивнутренний» лист стали оформлять при продаже по внутренним правилам и тут же через вторые-третьи руки отправлять на экспорт. Это и привело к скачку цен. Падать они не будут, но и расти им дальше некуда».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ,

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать