Украина не успевает осваивать помощь кредиторов
Чимяо ФАН: 2/3 выделенных Всемирным банком денег до сих пор не «выбраны»Украина в ожидании очередного транша от МВФ, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. Между тем второй по величине наш международный кредитор — Всемирный банк (ВБ) — заявляет о том, что финансирование, одобренное его советом директоров, медленно осваивается в нашей стране. Чем это обусловлено? Кто блокирует освоение средств ВБ в Украине? За какие реформы правительству Яценюка можно поставить «зачет», а за какие — «неудовлетворительно»? Об этом и о многом другом — в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал директор Всемирного банка в Украине Чимяо ФАН:
— Оцените итоги работы Всемирного банка (ВБ) в 2015 году.
— Мы довольны работой в Украине и тем, что помогаем стране в это непростое время. За последние 18 месяцев Всемирный банк одобрил проектов на общую сумму $4,6 млрд. ВБ — второй самый крупнейших донор для Украины после МВФ. Мы поддерживаем политику проведения важных структурных реформ и продолжаем инвестировать в частный сектор. Но, честно говоря, работать в Украине — это вызов. Нам хотелось бы видеть намного лучшее внедрение наших инвестиционных проектов в Украине.
— Речь идет об использовании предоставленных Всемирным банком кредитов?
— Да, о внедрении наших инвестиционных проектов. Мешает несколько причин. Во-первых, макроэкономическая ситуация не полностью стабилизировалась. Во-вторых, еще не разрешен конфликт на востоке Украины. В-третьих, нестабильная политическая ситуация, в результате которой возникает частое изменение министров, их заместителей. Нет последовательности во многих вопросах. Мы не довольны темпами реализации финансируемых нами проектов.
У банка есть активный кредитный портфель из 10 проектов — на общую сумму в $3 млрд долларов США, из которых 2,3 млрд долларов до сих пор не выбраны, то есть не освоены. Это очень плохо, потому что эти деньги должны улучшить услуги по водоснабжению и водоотводу, центральному отоплению, работе канализационных сетей, здравоохранению, предоставлению социальной помощи, подаче электроэнергии, работе гидроэлектростанций. Все эти проекты крайне необходимы Украине, чтобы улучшить жизнь простых украинцев. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы утвержденные советом директоров банка деньги быстрее заходили в украинскую экономику.
— Деньги не доходят в Украину из-за непростой политической ситуации внутри страны?
— Это больше вопрос к работе государственной системы управления, чем политики. Процессы и процедуры очень сложные. Также влияет фактор заинтересованности государственных служащих, привлеченных к проекту. Есть существенная разница в поведении людей, которые ответственны в регионах за проведение проекта и в министерстве.
Осваивать деньги от ВБ мешает еще несколько причин.
• Во-первых, частые изменения в правительстве усложняют процесс использования этих средств как для проведения госзакупок, так и для найма персонала в проекты, выплаты им заработных плат.
• Во-вторых, нестабильная макроэкономическая ситуация и девальвация валюты приводит к невыполнению подрядчиками условий контрактов.
• В-третьих, очень сложная процедура утверждения решения по найму персонала. Все это требует дополнительного времени на реализацию проектов и приводит к задержкам в их финансировании.
— Оцените успешность проведения экономических реформ правительством Арсения Яценюка?
— В последние два года Украина столкнулась с беспрецедентными вызовами, как внешними, так и внутренними. В таких условиях трудно проводить реформы. Хотя в последние годы страна взяла курс на реализацию очень многих важных реформ. Но очевидно, что проведенных реформ мало. Их должно быть намного больше. Мы только начали видеть признаки становления экономики. Из-за политической нестабильности внутри страны есть риск, что экономика откатится назад. Политикам нужно собраться и проводить реформы.
— В каких реформах добились успеха, а в каких — очевидный провал?
— Власть взяла правильный курс в нескольких сферах. Например, одна из самых успешных — реформа банковского сектора. Есть позитивные достижения в изменении налогового режима. Также следует отметить достижения правительства в сфере реструктуризации внешнего долга. Важна также реформа энергетического сектора, особенно газа: увеличение жилищно-коммунальных тарифов никому не нравится, но это абсолютно необходимо для стабилизации экономики. Это сократило возможности для коррупции в газовом секторе. Ведь приближение газовых цен для населения до уровня рыночных уменьшило возможности присвоения коммунальных денег энергетическими олигархами. Рынок освободился от посредников, но это важный шаг на пути борьбы с коррупцией. Раньше взаимоотношения «Нафтогаз» — «Газпром» были очень большим источником коррупции. Но благодаря этой реформе ситуация изменилась.
Также успешной можно назвать реформу государственной инфраструктуры, дерегуляции, улучшения получения адресной помощи бедным.
Да, в целом Украина еще претерпевает неудачи в борьбе с коррупцией. Чтобы этого избежать, необходимо: а) власти увеличить усилия по созданию и запуску работы государственных антикоррупционных институций, таких, как НАБУ; б) усилить юридическое преследование и привлечение к ответственности коррупционеров. Украина имеет все необходимые инструменты для успешной борьбы с коррупцией, но прогресса в этом очень мало. Поэтому в 2016 году борьба с коррупцией должна быть приоритетом для КМУ.
Нет никаких успехов в реформировании судебной системы и защите права собственности (в том числе интеллектуальной) инвесторов. В итоге вы видите примеры рейдерства и коррупцию в разных частях госаппарата.
Вдобавок к налоговой реформе необходимо также уделить больше внимания всеобъемлющей реформе государственных расходов. В банковском секторе провести и завершить очистку банковской системы и при этом обеспечить рекапитализацию банков, ведь капитала в системе может быть недостаточно. Улучшить роботу ФГВФЛ, процедуру выплаты вкладов, обеспечение действий с проблемными вкладами. Необходимо также наладить корпоративное управление НАК «Нафтогаз» и правильно разделить его активы. Иными словами, задача правительства — максимально улучшать условия для бизнеса.
Выпуск газеты №:
№38, (2016)Section
Экономика