Украина станет обществом просвещенных потребителей. Когда?
Уже на протяжении четырех месяцев в 36 школах Украины, отобранных Министерством просвещения, 2000 учеников занимаются по курсу «Основы потребительских знаний».
Этому предшествовал проведенный в Киеве семинар, на котором прошли обучение 50 учителей-методистов из 8-и областей страны. По окончании учебного года (в середине 2000 года) учителя соберутся вновь, чтобы высказать свои замечания и предложения по результатам апробации нового курса. Все это будет учтено при подготовке новой редакции учебника, предназначенного уже не для экспериментального, а для повсеместного просвещения в системе общеобразовательной школы. Для финансовой поддержки этого проекта очень пригодятся и средства нового фонда, образованного в 1999 году.
«Институт потребителя» — такое название получил благотворительный фонд, учрежденный недавно Украинской ассоциацией потребителей. Особенность вновь образованного фонда состоит в том, что техническая и финансовая помощь будет направляться не на поддержку организаций, а на реализацию ими конкретных программ и проектов. Ближайшей задачей для фонда станет реализация программы социальной адаптации потребителей к экономическим и социальным реформам, проводящимся в Украине. Эта программа направлена на повышение авторитета и влияния потребителей на производителей и властные структуры. И одна из ее подпрограмм — информирование и просвещение потребителей — уже воплощается в жизнь.
Право на просвещение — одно из основных прав потребителей во всем мире. Конвенция ООН 1985 года и Директива по просвещению потребителей 1986 года определяют, что просвещение потребителей должно быть непрерывным процессом — начинаться в школе и продолжаться на протяжении всей жизни человека. Основываясь на этих документах, 13 лет назад Европейский Совет министров принял резолюцию о просвещении потребителей в начальной и средней школе в странах-членах Евросоюза. Украина же смогла приобщиться к этому общественно важному процессу только в 1999 году.
Основополагающим документом при разработке учебной программы стал Закон Украины «О защите прав потребителей». Кроме того, Украинская ассоциация потребителей обратилась к собственному опыту (а он уже насчитывает 10 лет) и к опыту консьюмерских (от английского consumer — потребитель) организаций европейских стран, прежде всего — Великобритании. Тщательное изучение состояния потребительского просвещения за рубежом позволило избежать многих ошибок, неминуемых при любых начинаниях. А главным событием года в украинском консьюмеризме, несомненно, стал выход в свет учебного пособия «Основы потребительских знаний». Это первое издание такого рода в Украине и первый результат деятельности «Института потребителя».
Автор пособия, руководитель Керченской ассоциации потребителей Ирина Шебулдаева считает, что в деле распространения потребительских знаний одинаково важны как просветительский, так и воспитательный эффекты:
— Обучение не только прививает учащимся практические навыки, как защитить себя и своих близких от некачественных товаров и услуг в условиях рыночных отношений, но и способствует формированию у них чувства гражданского достоинства. Знание собственных прав в рамках действующего законодательства дает человеку столь необходимое ему чувство уверенности.
Выпуск газеты №:
№237, (1999)Section
Экономика