Украинцы имеют «цифровые права»
Предложения от бизнеса относительно концепции государства в смартфоне
В последние несколько месяцев продолжается обсуждение концепции государства в смартфоне, цель которого активно поддерживается бизнесом. По данным КМУ, 125 услуг уже предоставляется в электронном виде. Однако большинство из них, к сожалению, не работает на 100% в онлайне, а система идентификации остается неудобной для гражданина и бизнеса.
«Тема диджитализации не нова. О ней говорят уже несколько лет. Ассоциация всегда выступала за уменьшение любых прямых контактов бизнеса с государственными служащими с целью снижения уровня коррупции, детенизации экономики, упрощения процессов согласований и получения разных документов, справок и тому подобное», — отметила заместитель директора Европейской Бизнес Ассоциации Светлана МИХАЙЛОВСКАЯ.
По мнению бизнеса, процесс перевода государства в смартфон стоит разделить на две составляющие: услуги (в том числе выдача документов и справок) и реестры/открытые данные. В то же время уже сейчас в электронный формат стоит переводить 13 услуг и 16 реестров. Хотя, безусловно, их количество значительно больше, и в дальнейшем бизнес надеется, что все же большинство услуг/информации, которая предоставляется государством, будет диджитализирована. А документооборот в органах власти электронтзирован, что предоставит возможность онлайн отслеживать любое обращение.
В контексте услуг речь идет о:
• инициативе BANKID, которая позволит украинцам открыть банковский счет со своего смартфона без обязательного физического присутствия клиента для идентификации;
• внедрении безналичных платежей за админуслуги — системно и по всей Украине;
• передаче электронной отчетности с использованием электронной цифровой подписи в государственные органы — Государственную службу занятости, Фонд соцзащиты, Минобороны, Государственный комитет статистики и тому подобное, что упростит отчетный процесс при принятии на работу работников, увольнении, командировках и тому подобное;
• создании электронного кабинета для таможни (по аналогии с налоговым) для действенного часового контроля выполнения таможенных формальностей;
• онлайн-подаче документов в «единое окно» без участия таможенного брокера и таможенной декларации без специальной платной программы;
• заказ марок акцизного налога, который уже давно должен происходить онлайн в Кабинете налогоплательщика, но в реальности компании везут флешку в территориальные отделения ГФС;
• внедрении выдачи электронных рецептов для лечения животных, что позволит повысить качество и беспечность продукции (мяса, молока и тому подобное);
• возможности выдачи потребителям гарантийных талонов на бытовую технику и электронику в электронном виде, по примеру некоторых стран ЕС или США;
• полноценном внедрении приложения «Покупай безопасное», что поможет определить, ввозился ли товар официально в Украину, а следовательно -адаптирован ли он к требованиям нашего рынка (к примеру, бытовая техника) и пожаловаться на недобросовестного предпринимателя;
• создании электронного кабинета заявителей для визуализации всех этапов утверждения проведения клинических испытаний и электронного кабинета для визуализации процесса прохождения растаможивания грузов с исследуемыми лекарственными средствами и вспомогательными материалами;
• выполнении требований ФАО ради присоединения к системе электронного оборота фитосанитарных сертификатов в Украине.
В контексте реестров, по мнению бизнеса, актуальными являются следующие вещи.
Открытие доступа к учету (реестру) выданных разрешений на международные перевозки грузов автомобильным транспортом — чтобы урегулировать проблему несвоевременного возвращения разрешений отдельными перевозчиками и увеличить эффективность использования имеющихся разрешений. Важно иметь возможность прозрачно отслеживать, кому, когда и какие именно категории разрешений были выданы.
Перевод в электронный реестр информации относительно разрешений на оптовую торговлю алкогольными напитками и информации относительно лицензий производителей и импортеров алкогольных напитков, ведь теперь данные содержатся в бумажном варианте. Такая же ситуация и с Реестром ветеринарных лекарственных средств, которые находятся в учете.
Открытие Реестра объемов зерна на элеваторах и перевода оборота складских документов в электронную форму. Ведь на сегодняшний день существует высокий уровень разворовываний на зерновых складах, в первую очередь из-за того, что складские документы существуют в документальной форме, которая создает среду для мошеннических действий и незаконных схем оборота товара.
Создание реестра пищевых добавок, пищевых энзимов, ароматизаторов и внедрение электронной системы фармакологического досмотра ради анализа побочных реакций при использовании ветеринарных лекарственных средств. А также создание реестра предприятий, которые имеют мощности для утилизации конфискованной контрафактной продукции. Ведь теперь дальнейшая судьба конфискованной по решению суда продукции, например, алкоголя — неизвестна.
Внедрение общегосударственного электронного реестра лесорубных билетов и общегосударственной системы электронного учета древесины, обязательной для ведения всеми постоянными лесопользователями. Это будет способствовать открытости информации, связанной с лесным хозяйством, и уменьшению оборота незаконно заготовленной древесины.
Полноценное внедрение электронного реестра листов неработоспособности, который позволит качественно бороться с фиктивными больничными.
В то же время вернуться к решению вопроса обеспечения корректной работы единой базы данных ГП «Государственный экспертный центр МОЗ Украины» и Государственной службы по лекарственным средствам и контролю за наркотиками для отсутствия каких-либо задержек в связи с отсутствием или несвоевременным обновлением соответствующей информации при проведении государственного контроля качества лекарственных средств.
Кроме того, создать единую базу данных медицинских изделий на рынке Украины, в том числе ради борьбы с серым импортом. Предоставить официальный статус и запустить Реестр клинических исследований лекарственных средств. Cоздать единый официальный Реестр лечебно-профилактических заведений/учреждений и физических лиц предпринимателей, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность, с информацией об аккредитации. Создать реестры пациентов, чтобы иметь актуальную медицинскую статистику, например, распространенность и количество заболеваний в Украине и по регионам.
Выпуск газеты №:
№119, (2019)Section
Экономика