Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украине нужна «АТОномика»

Эксперты: спасти страну от дефолта могут только шаги по остановке оттока депозитов и спекулятивных колебаний курса гривны
27 ноября, 12:30
ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

На прошлой неделе из стен Минфина прозвучал не очень понятный простому гражданину прогноз номинального ВВП для украинской экономики образца 2014—2015 годов. «До конца года размер номинального ВВП составит на уровне 1,518—1,520 триллиона гривен, — сказал заместитель министра финансов Денис Фудашкин. На 2015 год министерство, по словам замминистра, «предлагает использовать сдержанный сценарий по развитию макроэкономической ситуации... и предлагает ориентироваться на номинальный ВВП в размере 1,720 триллиона гривен».

Так это же очень неплохой рост, скажет обученный арифметике гражданин, поделив большую цифру на меньшую и умножив на 100. Получается  — больше 13%. Но изучавший высшую экономическую математику Фудашкин тут же охладит нашего неуча и объяснит, что реальный и номинальный ВВП «это две большие разницы». Потому что номинальный включает в себя еще и инфляционный доход, а потому в процентном отношении, в отличие от реального ВВП, не определяется. Для расчета налоговой базы и налоговых поступлений Минфин, естественно, использует не реальный, а номинальный ВВП.

•  Напомним, ранее Фудашкин информировал СМИ, что по сдержанному (он же пессимистический) сценарию развития экономики Украины падение реального ВВП в Украине в 2015 году (без учета инфляции) может составить 4,5% при инфляции 13,4%, и утверждал, что оценки Минфина совпадают с оценками Международного валютного фонда. По оптимистическому сценарию падение реального ВВП будет 2,4%, рост инфляция достигнет 11,5%, прогнозирует он. В экспертной среде прогнозы Минфина, воспринимаются критически, хотя понять его можно: украинцы хотят, как отмечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, пусть не эпохальных, но все же положительных результатов в 2015 году. И чиновникам не остается ничего другого, как оглашать какие-то цифры, которые кажутся им более-менее приемлемыми, поскольку демонстрируют положительный тренд развития.

•  Охрименко берет другой показатель, очень сильно влияющий и на номинальный ВВП и на инфляцию — курс гривны. По его мнению, он может составить в следующем году от 12 до 24 грн/$1. Эксперт утверждает, что прогнозировать этот показатель сейчас слишком сложно, поскольку при этом следует учитывать множество неизвестных факторов. Это состав и эффективность работы правительства, а также глав НБУ, Минфина, уровень взаимоотношений и торговли с Европой, Россией, Китаем... Хорошо бы учесть также ожидания бизнеса, связанные с тем, получит ли он гарантии от правительства в отношении защиты прав собственности и недопущения реприватизации... Если все эти факторы будут положительными, то, по мнению эксперта, экономика будет на них соответственно реагировать.

•  Главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг» Виталий Шапран обращает внимание на риски экономики, которые ложатся непосредственно на население. Это, по его мнению, кризис в банковском секторе, инфляция и тенденция к падению занятости. «В банковском секторе сегодня похвастаться нечем, — отмечает эксперт, — продолжаются дефолты крупных банков, население со все большим недоверием относится к банковскому сектору, и мы пока что не видим шагов монетарной власти по укреплению доверия к банкам». Шапран все же надеется, что соответствующую тенденцию в 2015 году удастся переломить, потому что в стране нет классического фондового рынка, который способствовал бы экономическому росту. Поэтому банковские ресурсы — единственный инструмент, уверен Шапран, который позволяет финансировать отечественных производителей. После обвала гривны, отмечает он, ни один из серьезных аналитиков не надеется на приход инвестиций. «Но если по итогам 2014 года инфляция составит 25-30%, то я буду считать это условной победой монетарных властей. Поскольку инфляционных факторов в экономике, и кроме девальвации, очень много».

•  Иностранных инвесторов сегодня больше всего волнует, не будет ли дефолта в Украине, — отмечает заведующий сектором Национального института стратегических исследований Александр Шаров, — и это отражается на росте премий по кредитно-дефолтным свопам Украины, что негативно сказывается на иностранных инвестициях. Эксперт призывает коллег не только говорить людям, что им будет плохо, но и указывать властям, что нужно делать для того, чтобы не допустить ухудшения ситуации. Он уверен, что Украина должна проводить те реформы, на которых настаивает МВФ, но отмечает: «Послушать не означает послушаться. Нужно иметь свою экономическую программу и жестко торговаться даже тогда, когда нас загоняют в угол». Среди мер, предлагаемых экспертом, чрезвычайное банковское законодательство. Поскольку, по его мнению, сейчас в Украине не экономика, а АТОномика. Можно было предпринять шаги, которые бы ограничили и бегство депозитов, и так называемые спекулятивные колебания курса гривны.

•  «Мы вправе ожидать, что на протяжении 2015 года состоится, — предполагает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, — двух- трехкратное увеличение тарифа на газ». «Так народ же не сможет его платить», — парирует Охрименко. Но Устенко настаивает: «Не будет дотироваться «Нафтогаз України», его надо будет вывести на нулевой дефицит. Поэтому изменится логика событий. Те деньги, которые сегодня идут на него, а это практически 7% ВВП, направят на субсидирование населения. К примеру, домохозяйства будут платить 30% своего дохода за коммунальные услуги, а любое превышение будет покрываться за счет госбюджета». «Легче терять деньги на населении, — подчеркивает Устенко, — чем на «Нафтогазі» — картинка выравнивается».

•  Охрименко не согласен. «Президент обещал, что компенсацию получат 30% семей. Смотрим статистику: только 2,7% семей в октябре получали компенсацию. И все потому, что условия компенсации изменили. Она теперь рассчитана только на бабушку, живущую в однокомнатной квартире. Это очень хитрая уловка. А сумма компенсации вообще смешная. В среднем по Украине она составляет 200 гривен в месяц, а в некоторых областях — 73 гривны».

Но Устенко не сдается и продолжает перечислять сдвиги, которые могут помочь Украине. «Это расчистка поля с госзакупками. — говорит он, и добавляет: — просто без этого нам не выжить в 2015 году. Этими закупками государство не должно поддерживать отечественные предприятия. Основная задача — минимизировать затраты бюджета — затраты налогоплательщиков. А также активизировать конкуренцию и открыть возможность иностранным предприятиям также участвовать в этих закупках. Еще одна подвижка — решить проблемы пенсионного фонда, который представляет собой колоссальную дыру. Так что придется переходить от солидарной пенсионной системы к накопительной с параллельным повышением пенсионного возраста и для мужчин и для женщин, возможно, до 62 лет». Эти жесткие меры, по мнению эксперта, будут несколько смягчены дерегуляцией бизнеса, реформированием системы госуправления и мерами по борьбе с коррупцией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать